ХАЛВАТИЙА

ХАЛВАТИЙА, хелветийа – один из суфийских тарикатов. Халватийа возникла в кругах, разделяющих идеологию маламатийи. Создателем считается Умар Халвати (ум. около 1397 г.), проповедовавший в Тебризе. В реальности первым шейхом следует считать Йахйу ал-Бакуви (Ширвани), умершего около 1464 г. Ему принадлежит сборник вирдов («Вирд ас-саттар»), используемый всеми ответвлениями братства. При его преемнике Умаре Рушани учение распространилось среди тюрок Малой Азии и Азербайджана, а позднее приобрело множество последователей в Египте и в Стамбуле. Турецкий султан Баязид II покровительствовал другой ветви халватийи – сюнбюдийи, распространившей свое влияние на севере Малой Азии. Йсуф Сюнбюд (ум. в 1529 г.) пытался очистить учение братства от культа Али ибн Абу Талиба и шиитских имамов. Различные ветви халватийи проникли на Балканы и в Северную Африку. В арабских странах много сторонников привлекло к себе учение Шабана Вели из Кастамону (ум. в 1568 г.) и его халифа, которые стали основателями новых общин (карабашийи, бакрийи, хафнавийи и др.). Но в массе своей халватийа осталась тюркским братством с центром в Стамбуле. В Анатолии наиболее известным святым (вали), приверженцем маламатийи был Хаджи Байрам (ум. в 1429 г.), основатель ветви байрамийа. Прослеживаются связи между ранней халватийей и братством сафавийа. Некоторые направления халватийи открыто проповедовали эзотерическое (скрытое) учение, как, например, сторонники Нийази Мисри (ум. в 1694 г.), но они пользовались весьма ограниченной популярностью и подвергались гонениям. В XIX в. появляется реформированная халватийа, отказавшаяся от замкнутого проживания сторонников, – шабанийа. Она насаждалась османами в Боснии и в Болгарии, но в XX в. это братство почти исчезло, сохранившись лишь в Стамбуле. Одно из ответвлений халватийи (самманийа) достигло в XIX в. Индонезии и Малайзии. Это же направление распространено в Судане и в Эфиопии. В Алжире до сих пор много последователей имеет халватийа-рахманийа. Ряд ответвлений халватийи продолжает, по-видимому, подпольно существовать в Турции. Центром халватийи в арабском мире  является Египет. Идеология братства зиждется на доктрине вахдат ал-вуджуд (единство бытия) Ибн Араби. На протяжении существования халватийи отношение к этому учению менялось. Первоначальная имамитская доктрина, связанная с культом Али и 12-ти имамов, времен Умара ал-Халвати после вытеснения братства из Ирана на территорию Османской империи стала носить эзотерический характер. Практика халватийи состоит из добровольного голода, молчания, бодрствования, уединения, поминания Бога, медитации, внутренней связи  сердец наставника и ученика. Важнейшей практикой для халватийи является уединение (итизал), сроком от трех до сорока дней. В связи с этим большое внимание уделяется контролю видений со стороны наставника и толкованию снов, как и в кубравийи. Основное отличие доктрины халватийи – акцентирование личного подвижничества. Путь к исчезновению в Боге состоит из семи стоянок (макамат). Им соответствует семь имен Бога, поминаемых посредством зикра: ат-тахлил (восхваление – произнесение шахады), Аллах, Хува (Он), ал-Хайй (Живой), ал-Хакк (Истинный), ал-Каййум (Самосущий), ал-Каххар (Победитель). Первые четыре обретаются последователем самостоятельно и носят пропедевтический характер, остальные даруются Богом. Так, первая стоянка воспринимается  как покаяние порицаемой души. Во время коллективных радений (сама, хадра) принято повторять семь имен Бога. Ахмад Шамс ад-Дин ибн Иса ал-Мармарави (ум. в 1504 г.), глава ахмадийи, добавил к ним еще пять имен: ал-Ваххаб (Дающий), ал-Фаттах (Завоеватель), ал-Вахид (Один), ал-Ахад (Единый), ас-Самад (Крепкий). Наряду с тихим зикром практикуется Вирд ас-Саттар – молитва, составленная Йахйей аш-Ширвани (ум. в 1464 г.), включающая в себя три части прославления Бога, Мухаммада, его пророчества и его сподвижников. Согласно Мустафе Камал ад-Дину ал-Бакри (1688–1749 гг.), ее следует читать одному для других. Шейх через самоконтроль приводит ученика к свидетельству Бога. Структура организации общин халватийи различна в разных регионах. Посвящение в братство осуществляется после испытательного срока, длящегося от шести месяцев до года. Отличительная одежда – четырехугольный зеленый либо черный колпак.

 
PR-CY.ru