ХАЛ

ХАЛ (араб.; мн.ч. ахвал) – в исламе состояние вещи, человека или Бога. У мутазилитов – это состояние предмета в определенный момент времени. В суфизме – состояние, дарованное мистику свыше на его пути приближения к Богу (см. Тарикат). В этом хал отличается от макама – стоянки, которую мистик достигает собственными силами. Он не связан с практикой самосовершенствования и может наступить в любой момент. Именно возможность резкой смены состояния его противоположностью (мукабила) является важным отличием хала от макама. В отличие от рационалистического знания его порождает Божественный свет, который в результате эманации (истечения) нисходит в душу мистика. И состояния, и стоянки являются уровнями познания Бога. Аль-Газали и Ибн Араби наделили хал гносеологическим (познавательным) статусом. Ряд исследователей считают, что первым разработчиком классификации хала был Шакик ал-Балхи (ум. в 880 г.), который называл их стоянками, полагая, что каждая стоянка достигается только озарением свыше. Традиционно начало классификации хала связывают с именами Зу-н-Нуна ал-Мисри (ум. в 860 или 861 г.) и Хариса ал-Мухасиби (ум. в 857 г.). В трактатах по суфизму учение о состояниях разрабатывается более детально. Ас-Саррадж выделил 10 хал: самоконтроль (муракаба), близость (курб), любовь (махабба), страх (хауф), надежда (раджа), страсть (шаук), задушевность (унс), успокоение (итманина), созерцание (мушахада). Эти халы образовывали противоположные пары: сжатие – распускание, трепет – задушевность, трезвость – опьянение, уничтожение в Боге – пребывание в нем, отсутствие – свидетельство. Многие из них представляют собой последовательную смену состояния на пути к Богу. Большинство суфиев полагали, что хал является перманентным переживанием. Однако позже появилось мнение, что состояние сохраняется до появления следующего и, укрепившись, даже может перейти в стоянку. Озарение происходит в определенный момент, который в отличие от физического времени является единицей измерения духовного мира. Ал-Худжвири выступил против нисхождения статуса состояния до стоянки. Он предложил схему: макам – хал – вакт – тамкин. Упрочение (тамкин) у него противостоит первоначальной изменчивости хала (талвин). Упрочение приходит на смену изменчивости после достижения мистиком высшего состояния. Ибн Араби закрепил каждое состояние и стоянку за определенным святым – полюсом (кутб), олицетворяющим собой  данную ступень. Согласно ал-Ансари, укрепление хала способствует достижению святости, т.е. святые (см. Вали) – мистики, которые закрепили свое состояние.

 
PR-CY.ru