ХАДИС

ХАДИС (букв. – «история», «рассказ») – вводимый иснадом рассказ о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников (или делалось при нем с его молчаливого одобрения). Для мусульман каждый поступок и самая мельчайшая подробность жизни пророка и тех, кто был рядом с ним, представляют огромный интерес. При этом они ссылаются на Коран, который содержит указание на необходимость следовать жизнеописанию пророка: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример». За многие годы накопилось большое количество собранных об этом записей (см. Сунна). Существует шесть главных (Сахих Бухари, Муслим, Суннан Абу Дауд, ат-Тирмизи, Хасан и Ибн Мудхаас) и множество второстепенных сборников хадисов. Особое место занимают ал-хадисы, ал-кудси (священное предание), называемые также хадисы илахи или хадисы раббани (Божественное предание) – высказывания, которые содержат слова, произнесенные Аллахом. Хадисы – второй после Корана источник права в исламе. Каждый хадис состоит из двух частей: цепи передатчиков (иснад), где перечисляются люди, которые передавали его из поколения в поколение, и собственно информационной части (матн). В сборники хадисы группировались по двум принципам. Первоначально их стали сводить в сборники, объединявшие вместе хадисы от одного передатчика. Они называются муснадами. Однако этот метод был не совсем практичен, поскольку люди интересовались, как правило, частными вопросами, и было важно, чтобы хадисы были классифицированы тематически. Вскоре появляются мусаннаф – сборники, составленные по этому принципу. Например, хадисы о знании, о добропорядочности, о запретном, о совершении грехов, о милостыни, о запретности обмана и сплетен, о семье, о ценности Корана и т.д. Шесть из них были признаны суннитами превосходящими остальные. Ввиду важности хадисов и их большой роли в регулировании жизни исламской общины появилось много выдуманных или адаптированных к новым условиям. Поэтому в мусульманской науке сложилась особая дисциплина, занимавшаяся критикой хадисов на предмет их надежности. Ученые, которые этим занимаются, называются мухаддисами. Главным показателем считается иснад – перечисление имен всех, кто передавал рассказ из поколения в поколение. Оно должно восходить к имени непосредственного свидетеля поступка или высказывания пророка. Поэтому мухаддисы должны были основательно изучать биографии всех упомянутых лиц и отличить истинное от ложного. Согласно системе оценки достоверности, хадисы делятся на сильные, слабые, достоверные и т.д. В целом сборники хадисов предоставляют материал для регулирования поведения мусульман в этом мире и подготовки их к отходу в мир иной.

 
PR-CY.ru