ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – один из самых важных заключительных ритуалов хаджжа, который происходит в долине Мина близ Мекки 10-го числа месяца зуль-хиджжа в память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама). Считается, что не только паломники, но и каждый мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенного животного, должен принести в этот день жертву. В случае если она приносится по обету, все мясо нужно раздать бедным. Как правило, треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается. Обряд уходит в далекую языческую древность и связан с древнеаравийскими ритуалами принесения богам кровавых жертв с целью дарования людям благополучия, роста поголовья скота, обильных урожаев и т.д. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо об этом прямо говорится в Коране. Считается, что мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение: необходимо обязательно накормить бедных и голодных, поделиться с соседом, потому что Коран завещает благонравие к соседу. Почитание соседа и доброе отношение к нему – признак совершенства веры мусульманина. Оно должно выражаться в проявлении всякого добра к нему по мере возможности, что включает в себя приветствие, подарки, оказание поддержки и заботы в нужде. При этом ни в  коем случае нельзя допускать какого-либо вреда соседу. Даже если сосед мусульманина немусульманин, у него есть право соседства. Пророк Мухаммад не считал истинно уверовавшим того, кто сыт, когда его сосед голоден, поэтому жертвоприношение в праздник Курбан-байрам не будет считаться действительным, если мусульманин не поделился жертвенным мясом со своим соседом-немусульманином. Однако не всякое мясо считается пригодным для употребления в пищу, тем более жертвенное мясо. Согласно канонам ислама, мусульманам разрешено употреблять в пищу мясо домашних животных и птицы: крупного рогатого скота, коз, овец, верблюдов, лошадей, индеек, гусей, кур, уток и т.д. Мясо таких домашних животных, как собаки, кошки, ослы, мулы, является запретным (харам). Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких ослов, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении обряда убоя. В случае охоты с огнестрельным оружием во время выстрела необходимо упоминание имени Всевышнего (бисмилляхи, Аллаху акбар). Если животное было только ранено, охотник, воспользовавшись ножом, должен завершить обряд убоя. Разрешается употреблять мясо большинства видов диких птиц, кроме имеющих когти и питающихся мертвечиной (соколы, ястребы, совы и т.д.). Для того чтобы мясо перечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль), необходимо соблюдение определенного ритуала: перерезание шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего. Человек, совершивший данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа «людей Писания» (т.е. иудеев или христиан), находящихся в здравом уме. Желательно также соблюдение следующих условий: совершить процедуру убоя в дневное время до захода солнца, аккуратно положить животное на левый бок, расположить животное на левом боку так, чтобы оно мордой было направлено в сторону Каабы. Принесение Богу в качестве жертвы самого ценного дара – собственной жизни (самоубийство) в исламе (за исключением отдельных случаев – ассасины и их ответвления) считается грехом. См. также Ид аль-Адха, Ид аль-фитр, Курбан-байрам, Исламские праздники.

 
PR-CY.ru