ФУТУВВА

ФУТУВВА (благородство, мужество; от араб. фата – юноша) – важный концепт мусульманского мистицизма, название сети одноименных организаций. В языке домусульманской Аравии термин «футувва» не встречается. Имеется только слово «фата», в значении «молодой человек, преисполненный отвагой и мужеством», – идеал, высшая форма доблести, включающее в себя гостеприимство и защиту – две высшие добродетели бедуинов. Так называется в Коране Авраам. В исламе олицетворением фаты является Али ибн Абу Талиб. Позже этим словом стали называться тайные городские организации на востоке Халифата. В ислам они попали из зороастрийского учения, где обозначали воинов света, противостоящих тьме и злым силам. Попав на мусульманскую почву, эти идеи вписались в концепцию джихада как войны за веру. Альтруизм и великодушие, которые являлись основными принципами футуввы, дали основание сравнивать ее с институтом западноевропейского рыцарства. Члены футуввы поселялись в укрепленных крепостях (рибатах). Отсюда их второе название – марабуты. Футувва вызывала неприязнь у факихов и официальных хронистов, которые называли их разбойниками, удальцами и т.д. Как серьезная политическая сила футувва часто взаимодействовала и с верховной властью. Салах ад-Дин (Саладдин – правил в 1174–1193 гг.) усиленно пропагандировал ее для борьбы с крестоносцами. Халиф ан-Насир (правил в 1181–1223 гг.) реорганизовал багдадскую футувву, придав ей официальный статус. По некоторым свидетельствам, он сам стал ее членом. Считается, что его целью было распространение с помощью футуввы идеологии суфийского братства сухравардийа (см. Суфизм). После утверждения в XV в. Османского владычества футувва и подобные ей организации постепенно исчезли. Являясь закрытой организацией, она имела строгую иерархию. Ее члены в пределах одной семьи составляли партию (хизб), а несколько партий – дом (байт). Каждый дом имел своего председателя (заим ал-каум). Во главе футуввы стоял «дед» (джадд). Посвящение в общину состояло в том, что посвящаемый проходил церемонию опоясывания, выпивал соленую воду и произносил клятвенную формулу (хутба). Все элементы посвящения, вплоть до вручения отличительной одежды, были восприняты суфийскими орденами (в первую очередь, сухравардийей). Центральным положением доктрины у них стало искреннее самопожертвование Богу без претензий на воздаяние. Эту концепцию разрабатывал уже ал-Халладж. После него осмыслить суфийскую концепцию футуввы попытались ас-Сулами, ал-Кушайри, ал-Ансари. Отсутствие личной заинтересованности сблизило футувву с доктриной маламатийи. В иранском суфизме зороастрийский термин «джаванмард» стал связываться с бескорыстной любовью к Богу, а суфизм и футувву все чаще стали отождествлять. Окончательно приравнял футувву к суфизму и к суфийскому учению о единобожии Хусайн Кашифи (ум. в 1504 г.). В Иране в рамках учения имамитов футувва, понимаемая как способ отрешения от мира и посвящения себя Богу, воспринималась в качестве завета, который передавался от Адама до Али и 12-го имама по принципу цепочки.

 
PR-CY.ru