ДЖАФАРИТЫ

ДЖАФАРИТЫ – последователи религиозно-правовой школы (мазхаба) шестого имама шиитов Джафара ас-Садика (ок. 700–765 гг.), признанной и суннитами наравне с их четырьмя мазхабами – ханифитским, шафиитским, ханбалитским и маликитским. С XVIII в. джафариты получили отдельное место для моления в ограде Каабы. Традиция связывает возникновение мазхаба джафаритов с деятельностью самого имама Джафара ас-Садика. В его теологии заметно влияние мутазилитов, однако в отличие от них он отвергал свободу воли, не признавая в то же время и безусловного предопределения (см. Джабр). Джафару ас-Садику приписывают разработку имамитской доктрины о сущности имамата и воплощении «божественного света», а также владение джафрой – эзотерическими (скрытыми для непосвященных) знаниями, якобы передававшимися из рода в род среди потомков Али ибн Аби Талиба. Сунниты почитают Джафара ас-Садика как авторитетного знатока хадисов, он является также одной из ключевых фигур в цепи духовной преемственности (силсила) значительной части суфийских братств (см. Суфизм). Подобно тому, как среди суннитов произошло разделение на «сторонников предания» (асхаб ал-хадис) и «сторонников мнения» (асхаб ар-рай), джафаритские факихи со временем также разделились на две школы – ахбаритов и усулитов. Ахбариты («традиционалисты») опирались исключительно на предания шиитских имамов (ахабар) как единственный источник религиозного знания, а усулиты («рационалисты») допускали в вопросах богословия и права спекулятивную аргументацию и со временем признали четыре «корня» (или источника) права (см. Усуль аль-фикх) – Коран, Сунну, иджму (единодушное мнение) и акль (разум), принадлежащий имаму. Одним из источников учения усулитов стали четыре свода преданий шиитских имамов, составленные богословами в разное время. Вплоть до XIX в. формирование джафаритского фикха происходило в полемике между ахбари и усули. Ахбариты утверждали, что сохранившиеся предания имамов (божественно предопределенных интерпретаторов Корана и религиозного закона) достаточны для понимания очевидного в Коране и Сунне. Однако в отсутствие «зримых» имамов в период «великого сокрытия» (ал-гайба ал-кубри) перед общиной возникали все новые проблемы, решать которые только на основе преданий становилось все труднее. Поэтому к XIX в. господствующей школой стали усулиты. В современном шиитском мире они составляют большинство имамитов. Основные отличия джафаритского мазхаба от суннитского сводятся к следующему: джафариты признают только хадисы, исходящие от шиитских имамов, отвергают кияс (сравнение по аналогии), допускают временный брак (сигэ), предписывают скрывать свою веру в случае опасности (такия), считают (только усулиты) врата иджтихада открытыми, т.е. сохраняют за высшими духовными авторитетами право интерпретировать принципиальные вопросы вероучения и права.

 
PR-CY.ru