ДЖАМИ МАВЛАН НУРИДДИН АБДУРРАХМАН ИБН АХМАДА - Страница 2

Венцом же литературной деятельности Джами являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана (сборника) и 7 эпических поэм («Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая «Селяман и Абсаль», романтические «Лейла и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и морализаторская «Книга мудрости Александра» – Македонского), объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт авренг» (букв. «Семь престолов»). В истории персидской литературы Джами завершает собой целую эпоху так называемого «классического периода»: новых мотивов в его творчестве нет, потому что социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для возникновения и роста новых идей. Это был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира, но в спокойной культурной обстановке Герата (после походов Тимура) на грани безнадежного упадка (до XIX в.) было вполне естественно подвести итоги богатому литературному прошлому. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом – вот основные черты стиля Джами. Поэтому в его творчестве идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) сочетается с совершенством формы. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Джами в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы». Его значение – в многогранности творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Великий гуманист эпохи, Джами сумел снискать любовь простых людей (ремесленников, крестьян, представителей искусства), защитником которых он являлся. В своих произведениях Джами возвеличивал и обожествлял человеческую личность, проповедовал человеколюбие. Он поэтизирует суфийские категории любви как единение с божеством, идя по пути Руми, придает им общефилософский, гуманистический характер проповеди любви к человеку. Призывая к веротерпимости, Джами, однако, в некоторых стихах проявлял непримиримую неприязнь к шиитам. Он поддерживал прогрессивную деятельность Алишера Навои, но в то же время обрушивался на Ибн Сину и преклонялся перед Хаджи Ахраром – одним из мрачных и ханжеских мюридов Средней Азии того времени. Однако его авторитет «вождя и главы поэтов при Султан-Хусейне» был настолько велик, что он считался крупнейшей личностью эпохи, величайшим поэтом и ученым, старцем и наставником, прославленным далеко за пределами Средней Азии, Хорасана, Ирана, Закавказья, Турции и Индии. Несмотря на это, поэт с предельной строгостью относился к себе, к своему образу жизни, был в высшей степени прост в быту. В произведениях современников поэта есть много рассказов о его скромности, разумности и простоте. После смерти Джами заканчивается период расцвета персидской литературы, и наступают «три века молчания», как их называют иранские литературоведы.



 
PR-CY.ru