АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ - Страница 2

Исламские историки пишут, что Али был даровитым поэтом и оратором, воином непререкаемой храбрости, но не обладал ни талантом правителя, ни умением привлекать к себе сердца сторонников. Они утверждают, что Али обращался с людьми согласно праву, уравнивая низкого с благородным, «не учитывая склонность людей к бренному миру». Муавия действовал иначе, привлекая на свою сторону многих прежних сподвижников своего врага. Он перешел в наступление, его отряды совершали набеги на Ирак, которые Али отражал с большим трудом. Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить обоих виновников раскола мусульманской общины. 22 января 661 г. трое заговорщиков спрятались в мечети Куфы, и когда Али провозгласил призыв к молитве, бросились на него и нанесли несколько тяжелых ран. Вечером 23 января халиф скончался (покушение на Муавию, напротив, оказалось неудачным). По преданию, Али похоронили в Неджефе, ставшего одним из «святых» мест паломничества шиитов (наряду с г. Кербела, где, как утверждается, похоронен сын Али, третий шиитский имам аль-Хусайн). Фигура Али почитается практически всеми мусульманами, за исключением хариджитов. В историю ислама он вошел как одна из самых трагичных и противоречивых личностей. Для суннитов Али – простой смертный, образец высокой набожности, благородства и духовной самоотреченности, четвертый их «халифов праведного пути», ближайший сподвижник пророка. Особое место образ Али занимает в шиитской традиции. Шииты идеализируют его образ, видя в нем носителя божественной благодати, непогрешимого авторитета в делах веры и мирской жизни, обладателя и толкователя сокровенных знаний. В сознании шиитов он оттеснил на второй план даже образ Мухаммада. В среде «крайних шиитов» известны прецеденты прямого обожествления Али. В рамках классической концепции имамата он рассматривается как ключевая фигура «дома пророка», первый из 12-ти имамов, родство которых с пророком через происхождение от брака Али и дочери Мухаммада Фатимы делает их носителями особой божественной благодати (барака) и скрытых знаний (батин), а, следовательно, и обладателями исключительного права на руководство мусульманской общиной. Особый статус Али обосновывается специфической интерпретацией общемусульманских преданий (хадис, хабар) и аятов Корана, а также ссылками на ряд преданий, не признаваемых суннитами. Он также считается автором большого количества афоризмов и писем, составивших широко известный сборник «Нахдж ал-Балага», признанный одним из наиболее авторитетных источников шиитского вероучения. Обожествленный культ Али получил распространение среди крайних шиитских сект, в том числе алавитов, кызылбашей и др. Они полагают, что имам Али и пророк Мухаммад нераздельны и являются одной личностью – Мухаммад-Али. К нему применялись даже божественные имена Аллаха. Адепты его культа считали, что Али – душа мира, тайна Аллаха, что его лик – свет истины. В районах с христианским населением было популярным отождествлять Али с библейским пророком Илией. Он стал небесным покровителем  странствующих дервишей. О нем сложился цикл мифов, в которых Али наделен способностью творить чудеса. В народном исламе (как суннитском, так и шиитском) Али – один из самых популярных персонажей, вобравший в себя черты некоторых домусульманских божеств и былинных героев-богатырей.



 
PR-CY.ru