аль-ДЖАХИЗ Абу Осман ибн-Бахр

аль-ДЖАХИЗ Абу Осман ибн-Бахр (775–868 гг.) – видный арабский прозаик и литературный критик, один из деятелей мутазилизма (см. Мутазилиты). Ему принадлежит ведущее место в литературе IX в. Аль-Джахиз – это его прозвище, означающее «пучеглазый». Он был человеком энциклопедических знаний, его перу принадлежит около 200 произведений, охватывающих почти все сферы науки того времени. Среди них сатирическое «Послание о квадратности и округлости», в котором автор высмеивает схоластическое богословие с его религиозной нетерпимостью и отсталостью; «Книга о животных» – одно из ранних произведений занимательного и общеобразовательного чтения, стоящего на грани научно-популярной, нравоучительной и художественной литературы (адаба), а также «Книга о скупцах» которая представляет собой беспорядочное собрание посланий о скупости и щедрости, рассказов и анекдотов о скупых людях, их речах и поступках. Книга была написана как отповедь носителям шуубистской (см. Шуубия) идеологии (главным образом персам), которые в традиционном арабском достоинстве (бедуинской безмерной щедрости) усматривали только проявление дикости и нелепой расточительности. Героями здесь обычно выступают иранцы – жители провинции Хорасан и среднеазиатского города Мерва (центра Хорасана), а также жители многонациональной Басры, наполовину шиитской (см. Шииты) и почти всегда оппозиционной багдадским властям. Аль-Джахиз не случайно направлял стрелы своей сатиры против жителей Хорасана: литература на языке фарси возникла именно здесь на рубеже VIII–IX вв. Она выросла на гребне волны антиарабских выступлений, которые привели к власти иранские династии (сначала Тахиридов и Саффаридов, а затем Саманидов) и к возрождению родного языка и иранской традиции, поскольку в результате завоевания и распространения ислама языки покоренных народов стали вытесняться арабским языком. Как язык религии и государства, он стал единственным общеобязательным литературным языком на всей территории Арабского халифата. Анализируя поведение скупцов, аль-Джахиз обнаруживает очень тонкое понимание того, что разум часто оказывается лишь «слугой» сердца. В большинстве эпизодов осмеянию подвергается не столько скупость как таковая, сколько логика скупцов, их «доводы и рассуждения». Основу комизма составляет изощренная софистика, многословная, оснащенная ссылками и цитатами, абсурдная аргументация скупцов, в изображении которых аль-Джахиз проявляет неистощимую изобретательность. В этом вкусе к софистике, так же, как в умении анализировать человеческие побуждения, сказался рационалист-мутазилит с его высокой культурой мысли и склонностью к теоретизированию. Манера изложения аль-Джахиза показалась столь привлекательной, что в дальнейшем ее восприняли многие ученые и литераторы.

 
PR-CY.ru