ал-ДЖАУЗИ Абд ар-Рахман ибн Али Мухаммад Абу-л-Фираш

ал-ДЖАУЗИ Абд ар-Рахман ибн Али Мухаммад Абу-л-Фираш (1126–1200 гг.) – ханбалитский (см. Ханбалиты) факих (см. Фикх), хадисовед (см. Хадисы), историк и проповедник, автор свыше 200 сочинений по различным областям традиционного мусульманского знания. Вел активную полемику против философского суфизма и занимался апологетикой (защитой) ханбалитской доктрины. Наибольшую известность получило его сочинение «Талбис Иблис» («Дьявольское наущение»), в котором ал-Джаузи резко критикует не только различные религиозные группы и направления мысли, выходящие за рамки суннитской доктрины (хариджиты, шииты, мутазилиты, исмаилиты, философы-перипатетики и др.), но и тех суннитов, которые, по его мнению, принесли в ислам «недозволенные новшества» (бида), прежде всего суфиев, пытавшихся выразить результаты своего мистического опыта в философских доктринах (например, ал-Халладж), и близких к суфизму факихов, в частности аль-Газали. Отдельной критике со стороны ал-Джаузи подвергалась суфийская поэзия, использовавшая образы плотской любви и опьянения как аллегорию для передачи мистических состояний. Подобным суфиям (вместе с тем) он противопоставлял ранних суфиев-аскетов – таких, как ал-Хасан ал-Басри, Рабиа аль-Аддавиййа и др. Этих ранних суфиев ал-Джаузи ставил в один ряд с наиболее авторитетными для ханбалитов фигурами раннего ислама – сподвижников пророка Мухаммада, первыми четырьмя праведными халифами и т.д. Составленный им сборник биографий этих людей считается одной из его лучших работ. Ранним суфиям посвящено и его сочинение «Сифат ас-Сафва» («Признак чистоты»), в котором автор поставил перед собой цель продемонстрировать, что настоящие суфии – это те, кто строго следует примеру сподвижников пророка. Ал-Джаузи, активно занимавшийся преподавательской деятельностью, имел много учеников, и его взгляды оказали значительное влияние на эволюцию ханбализма.

 
PR-CY.ru