аль-ГАЗАЛИ Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад - Страница 5

Цель человека, в конечном счете, как раз и состоит в познании Бога. В обычном, утилитарном смысле это познание означает нравственную жизнь, т.е. жизнь в соответствии с божественными заповедями. Но это – не предел совершенства, а только первый шаг к нему. В высшем смысле познание Истины означает приобщение человеческой души к Божественной сущности. Впрочем, на этом пути нет мелочей. Любовь к Аллаху ничего не значит, если человек, ее исповедующий, не соблюдает законы шариата. Небрежное отношение многих суфиев к обрядам ислама аль-Газали считал совершенно недопустимым. Однако и простое, механическое исполнение обрядов, лишенное горячего мистического чувства любви к Богу, нельзя считать подлинной добродетелью. Ведь обряд как раз и есть то действие, во время которого человек интуитивно познает Божество. Это утверждение было важным новшеством в истории ислама. Аль-Газали был первым, кто мистифицировал, одухотворял прежде безжизненные суннитские обряды и объявил, что в любом обряде обязательно должно присутствовать внутреннее чувство, делающее его содержательным. Например, в молитву он включал шесть внутренних чувств: присутствие сердца, понимание, почитание, благоговение, надежду и смирение. Главное значение своего трактата «Воскрешение наук о вере» аль-Газали видел в изложении и тщательной регламентации всех сторон жизни мусульманина. Это была первая настоящая энциклопедия праведного поведения. Все в этой книге изложено прекрасным языком, с великолепным знанием исламской этики и тонким пониманием мистического значения каждого, даже  незначительного изложения веры. Ее популярность у современников и потомков аль-Газали была исключительно велика, по ней учились истинной вере и добродетельной жизни многие поколения мусульман. Во многом благодаря ее достоинствам реформированный аль-Газали суфизм был признан ортодоксальным богословием. Мусульманское вероучение обрело духовное мистическое содержание, которого было лишено прежде. Недаром аль-Газали прозвали «Мухиэддином» – оживителем религии, а его биограф Субки сказал о нем: «Если бы после Мухаммада мог быть пророк, то это был бы, конечно, Газали». О его последних годах жизни известно мало. Умер он в 1111 г.

 



 
PR-CY.ru