аль-ГАЗАЛИ Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад - Страница 4

Это положение можно проиллюстрировать примером: Аллах есть Свет, а небытие есть мрак, который чернее тьмы, и все, с чем соприкасается Свет, выходит из небытия в явность бытия. Миротворчество начинается с того, что Аллах своим Повелением (амр) создает Мировой Разум (акл). Разуму не предшествует ни материя, ни время, ему предшествует только Повеление. Однако нельзя сказать, что Создатель предшествовал Повелению. «Слово «предшествующий», – пишет аль-Газали, – будет здесь не к месту, т.к. «предшествование» и «последование» – слова, применяемые исключительно к сущностям, подлежащим категории относительности, между тем как именно Создатель вызывает предшествование и последование, а Сам неподвластен этим категориям». Вслед за Разумом является Мировая Душа, которая творит Природу с пространством и временем. Так как время и пространство начинаются только с Природы, к Душе эти категории неприменимы. Что касается Аллаха, то Он находится не только вне времени и вне пространства, но также вне сущностей и вне категорий, и именно поэтому Он непостижим и непознаваем разумом. Мир, возникший в результате акта творения, делится на три части: малакут, джабарут и мулк. Малакут – это сверхчувственный, потусторонний мир, область Мирового Разума. Джабарут – это духовный мир, область Мировой Души. Мулк – это осязаемый, материальный мир, область Природы. Все три мира находятся в сложном единстве. Малакут есть высший мир идей, предметно отображенных в низшем мире мулк. Главная особенность этих миров – их зеркальность. То, что в идеальной форме, как прообраз, существует в малакуте, то пребывает в мулке во множестве несовершенных образцов. Что касается джабарута, то аль-Газали пишет о нем: «Джабарут – это то, что между двумя мирами: он похож на то явное, что бывает в мулке и близок к извечной силе из мира малакута». Исходя из этих соображений, аль-Газали категорически не соглашается с некоторыми суфиями, писавшими о возможном Боговоплощении или тесном сродстве божественного и человеческого начал. Человек не может быть Богом, и Бог не может быть человеком. Подобно тому, как зеркало лишь отражает подлинный образ, земной мир является лишь дурной копией истинного мира и не может иметь божественную природу, хотя она присутствует в нем. Известный коранический (а также библейский) стих о том, что Аллах создал Адама по своему подобию, аль-Газали объяснял так: «Под Его образом имеется в виду весь большой мир в целом (т.е. макрокосм), а человек создан по подобию большого мира, но он – его уменьшенный вариант. Если с помощью знания разделить на части большой мир и разделить Адама на его части таким же образом, то окажется, что составные части Адама подобны составным частям большого мира». То, что соответствует миру мулка, – это чувственно постигаемые части; то, что соответствует миру малакута, – это разум, сила, воля и тому подобное; то, что соответствует миру джабарута, – это душа и ощущения, находящиеся в чувствах. Другими словами, божественная составляющая человека (его дух) относится к высшему миру, психические элементы – к миру духовному, а тело является частью материального мира и подчинено его законам. Душа человека трехчастна и включает в себя обычную человеческую («порицающую») душу, низшую животную душу – «предопределенную ко злу» и высшую – «спокойную» душу. Животная душа – это то, «что сообщает силу гнева и желания», она объединяет в человеке все дурные признаки, и с ней необходимо бороться. Две остальные души есть проявление одного и того же высшего внутреннего начала в человеке, только «порицающая» душа – это то, что мешает животной душе, борется с ней, а «спокойная душа» – это душа, «умиротворенная душевным повелением», душа, представляющая собой вершину нравственного состояния человека. Связанный со всеми тремя мирами, человек по-разному познает их: что-то через ощущения, что-то через чувства, что-то путем логических размышлений. Но понять Того, Кто находится над всеми этими мирами, невозможно ни чувством, ни ощущением, ни разумом. Путь к Богу только один – и он лежит через душевный порыв и любовь, через то, что суфии называли заук – «вкушение», т.е. мистическое интуитивное озарение, стоящее выше разума. Заук – отличительная черта всех пророков и святых, но она в некоторой степени характерна и для обычных людей.



 
PR-CY.ru