АБУ ТАММАМ


АБУ ТАММАМ (805–846 гг.) – крупнейший поэт придворно-панегирического направления. Родился около Дамаска в христианской семье греческого происхождения, однако, приняв ислам, стал ревностным мусульманином (это часто бывало с выходцами из других религий) и даже придумал себе чисто бедуинскую родословную. В молодые годы он перепробовал немало профессий, переезжал с места на место в поисках заработка, побывал в крупнейших городах Сирии, Египта и Ирака, был приглашен ко двору аль-Мутадида и вскоре стал придворным панегиристом. Первые поэтические опыты Абу Таммама успеха не имели, но впоследствии его заметили. Общее направление его поэзии пришлось по вкусу высокопоставленным придворным, и по протекции одного из них поэт был назначен начальником почты в Мосуле, что свидетельствовало о большом к нему доверии, поскольку должность была связана с собиранием тайных сведений. Абу Таммам оставил значительное количество стихов, однако широкую известность ему принесли не только стихи, но и его антология арабской поэзии. Как собиратель чужих произведений он проявил не меньше вкуса, чем как поэт. Впоследствии арабские филологи по его примеру также составляли сборники и поэтические антологии, причем сборники Абу Таммама неизменно служили для них образцом. Наиболее ценной из его антологий, дошедших до нас, считается знаменитая «Книга доблести» («Китаб аль-хамаса»), в 10 главах которой собраны лучшие стихотворения нескольких сот арабских поэтов. Своим названием книга обязана названию первой главы, в которой собраны стихи о храбрости и доблести бедуинских героев. Его ученик аль-Бахтури (820–897 гг.) по примеру своего учителя тоже составил антологию арабской поэзии и тоже назвал ее «Китаб аль-хамаса» Она тоже стала для последующих столетий важнейшим источником древнеарабской поэзии. В собственных стихах Абу Таммам также выступает как продолжатель древнеарабских поэтических традиций. Подавляющее большинство его стихотворений составляют панегирики знатным лицам Халифата, в которых в соответствии с жанровой схемой поэт приписывает восхваляемому лицу традиционные достоинства араба-бедуина (благородство происхождения, храбрость, щедрость) и восхваляет его в самых неумеренных выражениях. Несмотря на приверженность к традициям. Абу Таммам значительно обновил арсенал бедуинских образов, превратившихся в панегириках поэтов-эпигонов в застывшие штампы. Неслучайно многие средневековые филологи считали Абу Таммама (несмотря на его «классицизм») одним из основоположников «нового стиля». Его поношения более удачливых поэтов-конкурентов или вельмож также имели традиционный характер. Элегии, сочиненные на смерть близких, гораздо живее и выразительнее написанных по заказу. Современники особенно ценили героические стихи Абу Таммама, посвященных прославлению военной доблести арабо-мусульманского войска: описаны походы против Византии, сражения, осады крепостей и т.д. Несмотря на высокопарность, в них есть красочность батальных сцен, яркость и неожиданность сравнений. Короткие поэтические сентенции медитативного характера Абу Таммама, возможно, имеют гораздо большую поэтическую ценность, чем его тяжеловесные панегирики. Афористичность выражений сделала его предшественником философской лирики аль-Мутанабби и аль-Маарри.

 
PR-CY.ru