АБУ-ль-АТАХИЯ

АБУ-ль-АТАХИЯ (750–825 гг.) – поэт философско-аскетического мировоззрения, сложившегося как реакция на вольность нравов, царившую в Халифате этого периода. Исследователи отводят ему особое место. В его поэзии, обличавшей процветавшую в Багдаде распущенность, содержалась хотя и косвенная, но достаточно острая критика придворных нравов. Обстановка утонченной роскоши придворной жизни в стране, терзаемой войнами, восстаниями и жестокостью властей, порождала два, на первый взгляд, противоположных мироощущения: гедонистическое и пессимистически-аскетическое. Испытываемое жителями столицы и других городов Ирака ощущение «эфемерности бытия» одинаково вызывало как стремление к наслаждениям, так и к воздержанию, навеянному благочестивыми размышлениями о необходимости приготовления к загробной жизни в связи с приближающимся «концом света». Такие идеи особенно широко были распространены среди первых аскетов-суфиев (см. Суфизм), взгляды которых в VIII в. были уже достаточно популярны. Абу-ль-Атахию принято считать одним из основных создателей особого жанра лирической поэзии – зухдийат (от зухд – воздержание, аскетизм). Арабы причисляют к нему, в первую очередь, стихи грустного, элегического и вместе с тем благочестивого характера, в которых содержатся пессимистические размышления о бренности всего земного, а иногда и критика общественных несправедливостей. Они напоминают порой облеченные в литературную форму религиозные проповеди или философские размышления о смысле жизни и грядущем конце (в этом жанре Абу-ль-Атахия предвосхитил творчество прославленного арабского поэта-философа аль-Маарри). Его жизнь прошла относительно спокойно. Он родился около Куфы в семье цирюльника и в детстве занимался продажей гончарных изделий. Рано проявившийся в нем поэтический талант встретил всеобщее признание, и большую часть жизни он провел в Багдаде в качестве придворного поэта-панегириста халифов аль-Махди, Харуна ар-Рашида, аль-Амина и аль-Мамуна. Трогательная несчастная любовь поэта к Утбе, вольноотпущеннице и приближенной жены халифа аль-Махди, принесла ему много горестей и, возможно, оказалась одной из причин аскетического настроения поэта. Общее направление поэзии Абу-ль-Атахии, преисполненной религиозного благочестия и призывающей к воздержанию, встретило сочувствие аббасидского багдадского двора, стремившегося к укреплению авторитета халифской власти. Поэтому поэт, несмотря на свои шиитские симпатии (см. Шиизм), пользовался расположением при дворе. Вместе с тем его мировоззрению было свойственно и некоторое свободомыслие, характерное для времени религиозно-философских исканий. Вслед за мутазилитами поэт считал Коран не «извечно существующим», а «сотворенным» и даже не вполне совершенным с литературной точки зрения произведением, а свои стихи ставил порой даже выше иных сур Корана. Божественное откровение он не считал надежным средством в овладении истинным знанием и предпочитал в поисках истины опираться на собственный разум. Творчество Абу-ль-Атахии можно разделить на два периода. На первом этапе он выступает как лирик, весь ушедший в воспевание своих любовных переживаний. Его стихи, посвященные Утбе, очень изящны и (в отличие от газелей его предшественника Омара ибн Аби Рабии) целомудренны, лишены какого-либо налета фривольности. Однако постепенно его скептицизм переходит в безотрадный пессимизм, и любовная лирика сменяется философским раздумьем. Как и другие поэты «Обновления» (см. Шуубия), Абу-ль-Атахия восставал против поэтического эпигонства и даже (рискуя навлечь на себя гнев схоластов-филологов) отступал от норм традиционной поэтики, говоря, что он «выше всякой метрики». Отвергая вычурность, пышность и искусственность, он стремился к общедоступности поэтического языка и избегал архаизмов.

 
PR-CY.ru