АБДО Мухаммад

АБДО Мухаммад (1849–1905 гг.) – известный тюркский исламский теолог и публицист, общественный деятель, основоположник египетской модернистской школы, ученик и соратник ал-Афгани Джамал ад-Дина. Провел реформу главного исламского университета, направленную на укрепление светской компоненты образования наряду с традиционной исламской ученостью.

 Абдо Мухаммад был противником как зависимости мусульманского мира от Запада, так и автохтонного деспотизма, выступал за освоение достижений европейской цивилизации без отказа от фундаментальных принципов ислама и исламской культуры. Его взгляды оказали влияние на формирование всего комплекса общественно-политических и религиозных идей Нового времени в арабском и исламском мире – от национализма до религиозного фундаментализма.

Абдо был преимущественно религиозным деятелем, стремившимся реформировать систему мусульманского права (см. Фикх), адаптировав ее к потребностям современной ему эпохи. Он выступал за отказ от безусловного следования (см. Таклид) авторитетам и сложившимся религиозно-правовым толкам (см. Мазхаб) и возобновление прекратившейся в суннитском мире в X в. практики самостоятельного выведения правовых норм на основе первоисточников (см. Иджтихад), издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. Абдо считал, что в случае противоречия между указаниями священных текстов (насс) и соображениями общественной пользы (маслаха) приоритет должен отдаваться последнему (наиболее известный пример – фетва о допустимости банковского процента).

 Утверждения Абдо о том, что религиозные догматы и нормы, ориентированные на массы, теряют свою обязательность для элиты, а также индетерминизм (т.е. отсутствие причинно-следственных связей) в вопросе о соотношении свободы воли и предопределении давали оппонентам повод для обвинения его в мутазилизме (см. Мутазилизм).

Абдо считал необходимым проведение реформ в исламе через возврат к его основам, отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. Он был сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора; в его обязанности должно входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Несмотря на то, что его мысль эволюционировала в сторону создания типа религиозности, совместимого с современным обществом индустриальной эпохи, последователи Абдо развили его учение в прямо противоположном направлении и стали предшественниками умеренного фундаментализма, сделав акцент на этико-нормативные и социально-политические аспекты исламской доктрины.

 Абдо придерживался рационалистического метода и был против бездумного поклонения. Он считал, что всё постижимо с помощью разума. В проблеме свободы воли Абдо был противником фатализма, подчеркивал раскрепощающую роль суфизма, что не мешало критиковать современный ему мистицизм, демонстрирующий вырождение суфийской интеллектуальной традиции. Он считал Коран сотворенным, был автором книг по его толкованию, но учение Мухаммада – завершающей стадией абсолютной религии. Поэтому отход от заповеданного пророком учения – это следствие утраты первоначальной чистоты ислама. Абдо ратовал за взаимодействие религии с наукой, а в качестве религиозных обязанностей признавал ритуальную практику служения, милостыню, пост и паломничество (хаджж).

 
PR-CY.ru