ат-ТИДЖАНИЙА

ат-ТИДЖАНИЙА – суфийское братство (см. Суфизм), основанное Ахмадом ат-Тиджани (1737–1815 гг.) в конце XVIII в. Основатель происходил из небогатой берберской семьи, начал свою проповедь в 1781–1782 гг. в одном из оазисов Алжира, утверждая, что он получил «наставление» от самого пророка Мухаммада. В 1789 г. он и его последователи перебрались в Фес, где поначалу столкнулись с враждебным отношением населения и других суфийских братств. Тем не менее, они сумели закрепиться и построить завийу (обитель). Из этого центра ат-тиджанийа распространяла свое влияние на районы Алжира, Туниса, Марокко, Мавритании. Своим преемником ат-Тиджани назначил Али ат-Тамасини, однако после многолетней борьбы братство возглавили два сына ат-Тиджани. Стремясь проводить независимую политику, ат-тиджанийа доходила до вооруженных столкновений с войсками османских правителей. С приходом французов руководители братства вступили на путь сотрудничества с ними. В то же время большинство последователей в Марокко отказались признать оккупантов. В середине XIX в. ат-тиджанийя во главе с Хаджжем Умаром начала обращать в ислам население бассейна рек Сенегал и Нигер. Там было создано отдельное государство. Это, а также проводившаяся активная антихристианская пропаганда, вызвали военное противостояние французов, которым, в конце концов, удалось взять под свой контроль территорию ат-тиджанийи. В этот период братство распалось на несколько дочерних направлений, крупнейшими из которых были хамалийа и йакубийа. В 1920- гг. в Марокко, Алжире и Тунисе была развернута широкая кампания против ат-тиджанийи. Обвинения были сопряжены как с сотрудничеством верхушки братства с французскими войсками, так и с их богословской позицией. Несмотря на это, братство сохранило немало последователей как в арабском мире, так и в других странах Африки, особенно в Сенегале и Нигерии. Во взглядах ат-Тиджани, изложенных в его сочинениях, заметно сильное влияние других суфийских мыслителей, в особенности Ибн аль-Араби. Ссылаясь на его теории, ат-Тиджани объявил себя «верховным полюсом» и «печатью Мухаммадовой святости». На этом основании он присвоил себе абсолютную непогрешимость, отказывался от цепи духовной преемственности, связывающей его с предшественниками, апеллируя к тому, что свое учение и молитвы он получил непосредственно от Мухаммада. Осознавая свое преимущество, он запретил своим последователям присоединяться к какому-либо другому тарикату. Это обусловило обособленность и сплоченность членов братства, а также их лояльность по отношению к христианам, которых они считали такими же «заблудшими», как и мусульман, не принадлежащих к братству. Эта концепция, а также отказ последователей  ат-Тиджани от аскетизма всегда вызывали резкую критику со стороны представителей других направлений ислама.

 
PR-CY.ru