АЛЛАХ - Страница 2

Шиитские концепции (см. Шиизм) имамата предполагают особую связь имамов с Аллахом, отличающую их от прочих людей. В суфизме связь человека и Аллаха представляет собой проблему познания человеком божественного с опорой на сверхрациональную интуицию (заук) через полную реализацию божественного единства (таухид) в сердце человека посредством любви (махабба) и упования на Аллаха (таваккул). Коранический образ Аллаха, тем не менее, содержит противоречивые черты, что вызвало многочисленные споры среди мусульманских богословов. Одним из главных был вопрос о том, как совместить догматы о предопределенности Аллахом человеческих поступков и справедливости Аллаха с ответственностью человека за свои дела (см. Кадар, а также Мутазилиты). Большие дискуссии вызвал вопрос о том, как следует понимать те места в Коране, в которых Аллах наделяется человеческими свойствами. Вне зависимости от различия интерпретаций всех последователей ислама объединяет вера в единство и единственность Аллаха и истинность коранического Откровения, ниспосланного им Мухаммаду подобно тому, как были ниспосланы откровения другим пророкам до него. Учение об Аллахе – основа ислама и его богословия. Догмат о единственности Аллаха – главный догмат. А проблема взаимоотношения Аллаха и людей составляет основу расхождения двух главных течений ислама – суннизма и шиизма. Для суннитов после кончины Мухаммада прямая связь между Аллахом и его людьми прекратилась. Для шиитов она продолжается через имамов. Суфии допускали возможность и желательность чувственно-мистического познания Аллаха. Значение слова «Аллах» в арабском языке глубже, чем слово «Бог» в русском языке. Смысл же слова «бог» (или просто «божество») в арабском языке несет «илях». Арабское слово «Аллах» можно перевести как Единый, Единственный Бог. Его атрибуты (единство, извечность, всезнание, всемогущество, милосердие, справедливость и др.) нашли свое отражение в «99 прекрасных именах Аллаха» (ат-асма ал-хусна), которые являющиеся важным элементом мусульманского богословия и ритуальной практики. Они часто упоминаются в молитвах. Считается, что их повторение очищает сердца и души, делает людей лучше, поворачивает их лицом к добру, оберегает от искушений. В исламской традиции эти имена принято ставить в таком порядке:



 
PR-CY.ru