ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович - Страница 4

Скупые детали декора выделены белым цветом на фоне красного неоштукатуренного кирпича, создающего иллюзию готических форм. Цилиндр мавзолея опоясывает тяжёлый карниз с модульонами-машикулями и треугольными щипцами, напоминающими зубцы крепостных башен. Этот мотив, как полагают исследователи, восходит к завершению гробницы Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге под Римом. Монументальный образ скорби Д.И. Жилярди дополнил скульптурными аллегориями – помещёнными по сторонам полуциркульного окна рельефными фигурами летящих ангелов в барабане и чугунными «античными» жертвенниками, фланкировавшими вход. Центральный зал образован внутренним кольцом стен со сдвоенными ионическими колоннами в широких арочных проёмах. Интерьер декорирован искусственным мрамором, лепниной и гризайлью (в куполе). Гармония скупых, но точно выбранных средств делает мавзолей в Суханове одним из лучших примеров романтического ампира. Авторское повторение ансамбля храма-усыпальницы в Суханове исследователи видят в позднем, точно не датированном проекте «построения каменной церкви и при оной богадельни». Полностью совпадающая по композиции, она отличается деталями: наличием дугового корпуса с арочными проёмами вместо колоннады и более высокой ротонды храма, имеющей четырёхколонный портик без треугольного фронтона. Источником сухановского проекта были Пантеон и другие здания древнеримской архитектуры, влияние которой исследователи видят в решении внутреннего пространства мавзолея Волконских. На позднеримские мавзолеи ориентирована ещё одна постройка Д.И. Жилярди – Успенская церковь-усыпальница в усадьбе Семёновское-Отрада графов Орловых. Проект мавзолея графа Владимира Григорьевича Орлова и его братьев (1832 г.) стал последней работой Д.И. Жилярди в России. Окончательному варианту предшествовали несколько ранних, интерпретирующих тип ротонды, окружённой сплошной колоннадой, с множеством скульптур. В итоге он вернулся к строгому и компактному цилиндрическому объёму с единственным портиком на западном фасаде, который венчал такой же, как в Суханове, барабан с полуциркульными проёмами и рельефами летящих ангелов. В отраднинском мавзолее меньше романтической театральности, он рациональнее, серьёзнее и проще. Ротонда помещена прямо в пространство парка, без дополнительного архитектурного окружения. Имитация мощи достигнута ещё более лаконичным набором средств: четырёхколонный портик в антах кажется заключённым в тяжёлую раму, подчёркнутую давящим антаблементом с крупными триглифами. Кирпичные стены декорированы квадровым рустом, в них напряжённо прорезаны арочные окна. Подкупольное пространство окружено парными ионическими колоннами, которые чередуются с закругляющимися пилонами стен внутреннего кольца. Строительство (1832–1835 гг.), которым руководил двоюродный брат Д.И. Жилярди Александр Осипович Жилярди, осуществлялось без участия автора. Проект не был реализован полностью: из-за экономии средств отказались от большей части скульптурного убранства. Мавзолей в Отраде имеет упрощённую копию – церковь-усыпальницу в усадьбе Стаховичей Пальна-Михайловское (Липецкая область; 1830 гг.); оригинал воспроизведён достаточно точно, но по-провинциальному грубо и без скульптурного декора.

 



 
PR-CY.ru