ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович - Страница 3

Все характерные композиционные и декоративные приёмы московского ампира, отличающие его от имперской мощи ампира петербургского, впервые возникли в творчестве Д.И. Жилярди и от него были восприняты другими московскими зодчими (Осипом Ивановичем (Джузеппе) Бове, Александром Сергеевичем Кутеповым, Фёдором Михайловичем Шестаковым, Евграфом Дмитриевичем Тюриным и др.). Ампир Д.И. Жилярди интересен для исследователей частым использованием греческих ордеров, дорического и ионического, придающих постройкам изысканный лиризм и камерность. Д.И. Жилярди нередко прибегал к гротеску, укрупняя одни архитектурные формы и уменьшая другие. Возникающее при этом контрастное противопоставление большого и малого, плоского и пластичного, прямого и изогнутого возведено им в ранг основного эстетического приёма. Отсюда его любовь к «египетским» наклонным плоскостям, способным придать эффект монументальности самой миниатюрной постройке. Стремясь достичь той же цели, Д.И. Жилярди применяет портики в антах или врезанные в объём здания колонные лоджии, толстые колонны и приземистые, давящие на здание купола и бельведеры. Колоссальная арка со вписанным в неё отрезком римско-дорической колоннады – отличительная черта стиля Д.И. Жилярди, всегда по-итальянски изящного в деталях. Любой рельеф, скульптура или орнаментальная вставка превращены у него в изысканную, виртуозно нарисованную на плоскости виньетку. В сфере церковной архитектуры ему принадлежит ряд проектов и построек, типология, композиция и декор которых успешно интерпретировались другими архитекторами, что существенно расширяет круг храмов жилярдиевского типа, особенно в усадебном строительстве. Наибольшую известность получил разработанный Д.И. Жилярди тип ампирного храма-мавзолея, ставший образцом абсолютной стилистической отточенности. Оба построенных по его проектам мавзолея принадлежат к достижениям московского ампира. Церковь-усыпальница Димитрия Ростовского в подмосковной усадьбе Суханово (1813 г.) хотя и относится к раннему периоду творчества Д.И. Жилярди, но является зрелым произведением сложившегося мастера, из-за чего долгое время архитектором мавзолея считался Василий Петрович Стасов. Обнаруженные в Италии неоконченные проекты Д.И. Жилярди окончательно прояснили для исследователей атрибуцию церкви, возведённой по заказу княгини Екатерины Алексеевны Волконской (Мельгуновой) как усыпальницы её мужа князя Дмитрия Петровича Волконского. Д.И. Жилярди спроектировал выразительный, по мнению исследователей, ансамбль (искажён перестройками в 1934 г.) с двумя флигелями богаделен по сторонам, связав их полукружием дорической колоннады, которая огибала храм наподобие театрального задника. На оси храма в колоннаду была включена двухъярусная башня-колокольня. Поставленный в центр созданного архитектурного театра мавзолей казался намного грандиознее, чем можно было бы ожидать, исходя из его размеров. Ощущение сурового величия достигнуто ясностью крупных форм, заметным наклоном стен, почти полным отсутствием проёмов и прочими типичными для Д.И. Жилярди гротескными приёмами. Храм-мавзолей представляет собой ротонду с приставленным с запада входным шестиколонным портиком. Низкий барабан, покоящийся на кольце стен внутренней ротонды, увенчан пологим полусферическим куполом.

 



 
PR-CY.ru