ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Икону поддерживают два ангела с пальмовыми ветвями в руках, внизу – апостолы Пётр (с ключами и моделью храма, напоминающего Явленскую церковь в Жировичах, что указует, как полагают исследователи, на церковь в Лидде, где Божья Матерь впервые явила людям Свой нерукотворный образ) и Павел (с мечом в левой руке). Внизу гравюры – плат с надписью по-польски: «Изображение в натуральную величину чудотворного образа Нашей Девы Марии Жировицкой». В 1713–1714 гг. Григорием Павловичем Тепчегорским была выполнена гравюра Жировицкой иконы, это изображение стало первым среди воспроизведений Жировицкой иконы в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божьей Матери, созданных в России в конце XVIII – XIX вв. Среди гравированных воспроизведений Жировицкой иконы XVIII – начала XIX вв. известны белорусский лубок (музей истории религий) с изображением поклонения явленной на грушевом дереве Жировицкой иконы пастухов и шляхтича А. Солтана; изданная в Италии металлогравюра с текстом молитвы Мадонне дель Пасколо (Ягеллонская библиотека Краковского университета). В XVII в. появились живописные списки Жировицкой иконы. Среди них – икона работы Никиты Иванова Павловца (1669 г., Сергиево-Посадский музей-заповедник) и почитаемая чудотворной в Карпатах Городищенская икона, на ней в левом нижнем углу под овалом с традиционным молитвенным текстом, обрамляющим образ, имеется погрудное изображение донатора (замок-музей в Ланьцуте, Польша). Предположительно прототипом для создания этих икон послужила упомянутая фреска в римской церкви во имя мучеников Сергия и Вакха (по мнению исследователей, отсутствующие в росписи надпись на церковнославянском («Честнейшую Херувим…») и изображения ангелов утрачены при реставрации в 1719 г.). Этот образ украшен серебряным чеканным позолоченным окладом (1730 г.), серебряными коронами (на фоне – позолоченные металлические греческие буквы имён Спасителя и Богоматери и чеканные звёзды) и обрамлён стукковой рамой в стиле барокко (1730 г.). Одна из его ранних живописных копий (1719 г.) предположительно находится в настоящее время в главном алтаре Андреевского костёла города Слонима и почитается чудотворной. Икона написана на холсте овальной формы, по краю которого проходит кириллическая надпись: «Честнейшую Херувим…», окружена многочисленными табличками, коронами и другими драгоценными подношениями. О непонимании воспроизводимого церковнославянского текста молитвы свидетельствуют многие ошибки, неточности в написании букв. С этой иконы неизвестным белорусским художником первой половины XVIII в. был сделан список, чтимый в Успенской церкви села Бытень. На ней развёрнутый текст начала молитвы «Достойно есть» воспроизведён без ошибок, над головами Богоматери и Младенца добавлены изображения корон. При живописном воспроизведении Жировицкой иконы цвета одеяний не имели жёсткой регламентации. На иконах из Слонима и Бытеня в соответствии с католической традицией Божья Матерь представлена в одеянии трёх цветов – красном платье, синем мафории и белом (светло-розовом) повое, Младенец – в коротком золотисто-охристом хитоне.

 



 
PR-CY.ru