ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. великий канцлер литовский Лев Сапега в числе богатых даров монастырю пожертвовал и драгоценные украшения для Жировицкой иконы. В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской церкви, ремонт и достройка которой были проведены в 1670–1680 гг. В XVII–XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Жировицкую икону. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорусского на польский язык «Гистория» иеромонаха Феодосия (Боровика), в 1625–1629 гг. было осуществлено три её переиздания. До середины XVII в. вышло восемь печатных изданий, прославлявших Жировицкую икону (в том числе два панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в. – пять книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с короля Владислава IV, совершившего паломничество (9–10 декабря 1644 г.) к чудотворному образу Божьей Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Жировицкой иконе накануне важных событий Речи Посполитой: король Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, король Ян III Собеский – 29 апреля 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Жировицкой иконе. Полагали, что заступничеством Жировицкой иконы, вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский монастырь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время Русско-польской войны (1654–1667 гг.). Сведения о Жировицкой иконе включены в сборник архиепископа Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католического мира, в которой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божьей Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии Альбертом Виюком-Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Жировицкой иконы в православной Левобережной Украине, в России, в католической Европе. В 1715–1716 гг. сведения о Жировицкой иконе вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (Народная библиотека МГУ и Исторического музея). В первой трети XVIII в. Жировицкая икона почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 августа 1718 г.) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Жировицкой иконы в притворе римской церкви во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639 г.) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при римской церкви во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из Жировичей монахи Иосафат (Исаакович) и Филипп (Феодосий?; Боровик).

 



 
PR-CY.ru