ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено семь триумфальных арок. Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировицкой иконы. Жировицкий монастырь имел большое значение для развития западнорусского униатского образования. С начала XVIII в. известна школа для светских лиц при монастыре, где учились дети дворян без различия вероисповеданий. Когда в 1709 г. возникла угроза конкуренции со стороны Слонимской резиденции иезуитов, василиане решили оставить в Жировичах низшие и философские классы. Сохранились тексты жировичских школьных диалогов и интермедий середины XVIII в. на латинском и польском языках со вставочными белорусскими интермедиями. В 1752 г. виленские францисканцы напечатали трагедию С. Новицкого «Цицерон», поставленную в Жировичской гимназии. Эдукационная комиссия, созданная в 1773–1775 гг. для управления просвещением в Речи Посполитой, преобразовала василианские школы в поветовое (уездное) трёхклассное училище. В начале XIX в. его учеников публично экзаменовали по религиозным дисциплинам, на знание родного языка, поэзии, латинского, французского и русского языков, по тригонометрии, стереометрии, алгебре, химии, логике, риторике и праву. Из жировичских школ вышло немало церковных деятелей, в том числе славист Михаил Кириллович Бобровский, писатель Плакид Янковский, несколько епископов. Монастырское собрание, состоявшее из рукописей XV–XVIII вв., до широкого распространения печатной книги являлось (наряду с библиотекой супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря) одним из наиболее значительных в Западнорусской митрополии. По описи 1800 г., в библиотеке значились 192 рукописные книги «с хоров» и 345 «рукописей разного вида». Сохранились богослужебные книги, переписанные в XVI в. для Жировицкого монастыря по заказу его ктитора, маршалка Александра Солтана, в имении Шешкинях под Вильной: Требник (Библиотека Академии Наук Литвы); Богородичник с дополнениями (собрание М.Н. Тихомирова). Обе рукописи 1545 г., что может косвенно свидетельствовать о времени создания или обновления обители. Сведения о книгописании в самом монастыре сохранились лишь за XVII–XVIII вв., т.е. преимущественно с того времени, когда обитель уже приняла унию. При составлении в 1758 г. описи библиотеки Жировицкого монастыря находившиеся в ней рукописи получили характерные шифры (кириллическая буква «Ж» с латинской «Z» под ней и номером), позволяющие исследователям безошибочно определять происхождение кодексов из данного собрания даже при отсутствии иных примет. К 2008 г. основная часть рукописных книг монастырской библиотеки была сосредоточена в двух собраниях – фонде 19 (бывшее собрание Виленской публичной библиотеки) Библиотеки Академии Наук Литвы в Вильнюсе и в коллекции архиепископа Павла (Доброхотова), разделённой между Библиотекой Академии Наук и Архивом Санкт-Петербургского института истории. В собрании Жировицкого монастыря сохранился ряд уникальных или весьма редких рукописей, отражающих живые связи западнорусской книжной традиции с великорусской.

 



 
PR-CY.ru