ЖАН КЛУЭ - Страница 3

Эти самые ранние известные карандашные портреты выполнены мягким чёрным, так называемым итальянским, карандашом и красноватой сангиной на небольших листах плотной, желтовато-серой бумаги с шероховатой поверхностью. Фигуры на них даны крупным планом в трёхчетвертном развороте и погрудном изображении. Такой тип композиции и техника рисунка типичны для портретов Жана Клуэ и его школы. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Если сравнить лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи, то видно, как оно неподвижно, замкнуто, исполнено важности. И как естественна, сложна жизнь лица в рисунке, как ощутим в нём характер: наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, что-то простоватое угадывается в широком скуластом лице, в тонких губах притаилась неуверенная улыбка. В натурном наброске художник чувствует себя свободным от условности парадного портрета, и здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, наблюдательность, умение найти главное и зафиксировать на рисунке. Торс, детали костюма намечены несколькими тонкими линиями, а вот голова, лицо проработаны подробно. Линии то чётко ограничивают формы, то плавно их обрисовывают, то, круглясь и прерываясь, фиксируют лёгкое движение. Жан Клуэ наносит тон иной раз жёсткими параллельными штрихами, и мы ощущаем твёрдость формы и материала адмиральского берета, или, напротив, частыми и мелкими, растушевывая их пальцем или мягкой кисточкой. Поразительное разнообразие индивидуальных приёмов рисунка, меняющихся в соответствии с характером модели, было главным завоеванием Жана Клуэ. И чем больше он жил, чем больше видел лица людей, тем шире, утончённее становился арсенал его графических средств, большую духовную сложность и богатство обретали образы его портретов. В Шантильи хранится один из самых замечательных карандашных рисунков Жана Клуэ «Портрет неизвестного с томиком Петрарки», выполненный около 1530 г. В эту пору талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы. В нём он преодолел свойственную ранним работам пестроту рисунка, создав предельно точный и лаконичный образ. Твёрдая линия носа, сомкнутый рот, брошенный резко в сторону взгляд небольших, глубоко посаженных глаз – всё выдаёт ум, волю, силу духа, энергию и напряжённость мысли. В сделанном по этому рисунку живописном портрете Жан Клуэ вложил в руки модели книгу стихов великого итальянца эпохи Возрождения Франческо Петрарки. Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки».

 



 
PR-CY.ru