ЖАН БУРДИШОН - Страница 2

Для французской миниатюры этого времени часослов представлял собой вполне сложившийся тип книги. Он был рассчитан на личное пользование и не предназначался для церковной службы. Поэтому работа над часословом открывала перед художником широчайшее поле деятельности, свободное от литургических канонов. Жан Бурдишон использует эту возможность и широко разрабатывает светскую тематику. При этом он сохраняет первоначальную функцию часослова – помощь в молитве вне церкви. Часослов Анны Бретанской – произведение, в котором Жан Бурдишон демонстрирует всё своё мастерство. Он украшает книгу более чем пятьюдесятью сценами из Евангелия и «Золотой легенды», обрамляя их сложным орнаментом. Каждое изображение превращается у него в самостоятельную картину, которая с таким же успехом могла бы красоваться в интерьере королевской часовни или в алтаре церкви. Следуя твёрдой традиции, мастер помещает в Часослове портрет самой Анны Бретанской в окружении её святых патронов. Анна, молодая женщина в красивом наряде, стоит на коленях перед раскрытым молитвенником. Жан Бурдишон с любовью выписывает каждую деталь одежды, украшений и также воспроизводит пейзаж. Его пейзажи привлекают своей реалистичностью и безыскусной простотой. Они придуманы художником и одновременно заимствованы у природы. Мастер правдиво передаёт световые эффекты, (например, ночное освещение и лунный свет), характеризует состояние природы (изображая, например, снежную метель), отмечает и другие явления, которые стали столь привлекательными для художников Ренессанса. Жан Бурдишон с подлинно возрожденческим пафосом стремится к передаче глубины пространства. Не хуже итальянцев он владеет законами перспективы и умело их использует, как, например, в сцене «Рождества Христова». Особый интерес для исследователей представляют собой богатые орнаменты, которыми Жан Бурдишон обрамляет тексты и миниатюры. Здесь встречаются различные растения, цветы и травы, изображение которых свидетельствует о незаурядной наблюдательности и ботанических познаниях художника. В этой «пестроте», подчинённой, впрочем, чёткому ритму и плану, тут и там появляются фигурки людей, реальных и фантастических животных, геральдические знаки и гербы. Всё это превращается в яркую и плотную декоративную поверхность, поражающую, прежде всего, тонкостью живописного мастерства. В миниатюрах Часослова Анны Бретанской сконцентрировались все интересы Жана Бурдишона в области живописи: он обращается и к портрету, и к пейзажу, и к религиозной тематике, по традиции объединяя их в одной миниатюре. Но художник обращался к ним и в станковой живописи. Сохранились портреты Анны Бретанской, Людовика XI, а также триптих «Мадонна с Младенцем в окружении святых», принадлежащие его кисти. По своим живописным качествам эти картины не уступают миниатюрам. Жан Бурдишон был последним миниатюристом Франции. Но все живописные приёмы, выработанные многими поколениями художников-миниатюристов, не пропадают даром. Они находят своё применение в станковой живописи.



 
PR-CY.ru