ЖЮМЬЕЖ - Страница 4

Композиция западного фасада близка к вестверкам в оттоновской Германии: выступающий входной объём фланкирован двумя башнями и завершён треугольным фронтоном. Башни прямоугольные в плане, имеют многогранные завершения. Их верхние части украшены аркатурами, в чём отразилась характерная для середины XI в. тенденция усиления «стенной пластики». Храм был перекрыт деревянной кровлей. Огромная кубическая башня над средокрестием покоилась на четырёх мощных арках. Характерными для оттоновских храмов чертами церковь Богоматери в Жюмьеже являются обширный зал над входом, открывающийся в неф аркой, а также двухъярусные рукава трансепта. Новшеством, получившим дальнейшее развитие в Нормандии, стали проходы на уровне верхних окон трансепта. Галерея трифория, устроенная над крестовыми сводами без нервюр, переходила в пространства верхних ярусов рукавов трансепта и затем, как полагают исследователи, огибала хор. Над галереей, открывающейся в неф тройными окнами, расположен ярус клеристория с большими одинарными окнами. В храме впервые архитектурными средствами поддержана система пропорционирования, согласно которой ячейке центрального нефа соответствуют две ячейки боковых (всего в Жюмьеже их восемь). Границы травей боковых нефов отмечены колоннами, центрального – массивными квадратными столбами с полуколоннами с четырёх сторон; на полуколонны, поднимающиеся в центральном нефе на высоту двух ярусов, опирались перекинутые через него арки. Таким образом, монотонное протяжённое пространство базилики оказалось разбитым сильными вертикальными акцентами на одинаковые модули (в дальнейшем эта система позволит создавать здания ещё большей протяжённости). В храме почти полностью отсутствует скульптурный декор, на капителях сохранились следы раскраски. Церковь Богоматери претерпела ряд перестроек. Около 1267 – 1270 гг. был сооружён новый готический хор, от которого частично сохранились две капеллы. В 1688–1692 гг. вместо деревянной кровли был возведён ложноготический свод на нервюрах. После закрытия монастыря храм быстро обветшал. В 1802 г. был взорван хор, остальное здание использовалось как каменоломня до 1824 г. Заботы о консервации руин проявила семья Лепель-Куанте, владевшая храмом с 1852 г. К концу XIX в. Жюмьеж становится знаменитым благодаря Виктору Гюго, назвавшему его «самой прекрасной руиной Франции». С 1947 г. Жюмьеж принадлежит государству. Помимо церквей в Жюмьеже сохранились руины зала монастырской гостиницы (первая половина XII в.) с геометрическими фризами и масками на западном фасаде, привратницкая с готическим сводом XIII–XIV вв., остатки клуатра, сооружённого в XVI в., и дом аббата XVIII в. Из скриптория Жюмьежа происходит много рукописей X–XII вв. (в том числе ряд англосаксонских манускриптов), хранящихся в настоящее время в муниципальной библиотеке Руана.



 
PR-CY.ru