ЖИЧА - Страница 7

Среди многочисленных фигур святых особенной статью, как воины Царя Небесного, отличаются святые Димитрий, Георгий, Прокопий и Артемий – они изображены мучениками, одетыми в роскошные одежды. Росписи северного парекклисиона во имя Саввы Иерусалимского, в том числе «Успение св. Саввы» со сценами из Жития, были утрачены, главным образом, во время бомбардировки монастыря в 1941 г. В алтаре была изображена композиция «Служба святых отцов», на парусах – образы ветхозаветных первосвященников, на северной стене – «Введение Богородицы во храм», в нижнем поясе и сегодня различимы образы преподобных Саввы, Евфимия, Антония и Афанасия Афонского. Фрески в экзонартексе практически не сохранились. До 1941 г. в восточной части можно было видеть композицию «Крещение Христово» и фигуру архидиакона Стефана. В настоящее время в этой части храма можно различить лишь остаток композиции (по мнению исследователей, «Лоза Иессеева»). В проходе под колокольней на своде представлены образы сорока Севастийских мучеников, ниже – тексты из трёх грамот-хрисовулов, дарованных обители королём Стефаном Первовенчанным. На арке западного входа рядом со сценой «Будьте как дети» (Мф. 18:3) изображены апостолы Пётр с церковью в руках и Павел с книгой своих посланий. На восточной стене над главным входом в храм находится пространная композиция «Что Ти принесем...», в которую включены портреты ктиторов архиепископа Саввы III и короля Милутина в сопровождении сановников. Ниже помещены портреты первых ктиторов Жичи, королей Стефана Первовенчанного и Радослава. Фрагменты фресок начала XIV в. содержат ряд особенностей и отражают процесс осмысления новой иконографической программы росписи храма. В куполе, следуя византийской традиции, принесённой в Сербию Саввой, было представлено «Вознесение Господне». По указанию Саввы под куполом были изображены (и поновлены в начале XIV в.) сцены, связанные с событиями в Сионской горнице («Тайная вечеря», «Послание апостолов на проповедь», «Уверение Фомы» и «Сошествие Святого Духа на апостолов»). Эти сцены символизировали для первого Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская церковь. Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев Константинополя и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде. Создатели фресок в Жиче принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле так называемого раннепалеологовского ренессанса. Один из них в 1313 г. работал в наосе кафоликона монастыря Ватопед на Афоне (что может указывать на его происхождение из Фессалоники). Эти же или близкие к ним по манере живописцы создали другие фрески в Сербии: в западной травее церкви св. Апостолов в Пече (около 1300 г.) и в церкви Богородицы Левишки в Призрене (1310–1313 гг.). Иконографическая программа декорации собора в Жиче послужила образцом для других церквей области Рашка, например, в Пече, сохранность которых могла способствовать воссозданию убранства Жичи.



 
PR-CY.ru