ЖИЧА - Страница 6

По мнению исследователей, она была также связана с заказом Саввы, о чём свидетельствуют изображения Саввы Иерусалимского и Феодора Студита, следуя примеру которых Савва составил Хиландарский и Студеницкий типики. В конце XIII в. собор из-за разрушений восстанавливали, и он был расписан во второй раз при Печском архиепископе Савве III (1309–1316 гг.) и сербском короле Милутине. Мастера бережно отнеслись к старым фрескам: в алтаре и наосе они поновили первоначальный слой, а остатки повреждённых фресок «похоронили» как святыню у церкви вместе с инструментами, прикасавшимися к ним. Фрески начала XIV в. сохранились частично. В алтаре – композиция «Поклонение Жертве», под ней – поясные изображения епископов Митрофана, Мефодия, Никифора, Тарасия, Иакова, брата Господня, Прокла и Фоки, заключённые в рамки наподобие икон. На боковых стенах – фигуры епископов, диаконов, ветхозаветных первосвященников (Аарон, Моисей и Мелхиседек), а также столпника и ангела. Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от которого сохранилась нижняя часть, на парусах – четыре евангелиста, между ними – Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На восточной стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже – пророки Давид и Соломон. На южной стене размещено «Сошествие Святого Духа на апостолов», на западной – «Тайная вечеря», на северной – «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохранилось) и «Уверение Фомы». На всех арках – медальоны с ликами святых мучеников, на стенах – образы пророков, которые обычно помещаются в барабане купола. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, архидиакона Стефана, Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, Саввы Освященного. На юго-западном подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божьей Матери «Страстная» – один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресвятой Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В западной части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохранился только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы Иоанна Предтечи (не сохранился) и Николая Чудотворца. Почти всю западную стену занимала композиция «Успение Пресвятой Богородицы». В апсиде южного парекклисиона во имя архидиакона Стефана была изображена Пресвятая Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже – «Служба святых отцов», около апсиды – повреждённое «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на южной стене – «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиакона Стефана, включающий сцены испытания, побиения камнями, обретения мощей и их перенесения в Константинополь.

 



 
PR-CY.ru