ЖИЧА - Страница 5

Это – перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание (середины XIV в.) с широкой полукруглой апсидой (вторая половина XVIII – начало XIX вв.), построенное из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики св. Феодоров). Другой храм находится к югу от главного. Это – небольшое здание с широким куполом, западный фасад которого соединён переходом с корпусом келий. Согласно археологическим данным, Жича была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились западные ворота монастыря с поствизантийскими фресками. При реставрации 1925–1932 гг. монастырь был вновь обнесён невысокой каменной оградой. Тогда же были возведены трапезная, келейные корпуса, надстройка над западными воротами и другие здания, являющиеся ярким примером поисков сербских архитекторов эпохи модерна и ар-деко. Первоначальная роспись собора Вознесения 1220–1221 гг. сохранилась частично из-за разрушений в последней четверти XIII в. В южном рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном – «Снятие с креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта, по мнению исследователей, может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций – фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. Сохранившиеся фрески свидетельствуют о том, что Савва пригласил лучших мастеров для украшения архиепископского храма. В росписи ещё заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для византийской живописи первых десятилетий XIII в., когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист. Между 1228 и 1234 гг. были расписаны экзонартекс и парекклисион на втором этаже колокольни. В экзонартексе, на южной стене, сохранилась лишь сцена «Воздвижение Честного Креста», в парекклисионе фрески были повреждены во время пожара, но их иконографическая программа поддаётся прочтению. Малую апсидальную нишу занимает поясное изображение Иисуса Христа с открытым Евангелием (Ин. 8:12), на восточной стене – «Распятие», под ним, по обе стороны Животворящего Креста, – царь Константин и царица Елена, рядом изображён архидиакон Стефан. На остальных стенах – образы четырёх святителей (надписи сохранились только возле Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и двух преподобных (Савва Иерусалимский и Феодор Студит), в люнетах окон находятся медальоны с поясными изображениями Пресвятой Богородицы и ангелов, над ними расположены повреждённые фигуры неизвестных святых. На крестообразном своде фрески не сохранились. Живопись этого слоя по художественному уровню слабее росписи 1220–1221 гг.

 



 
PR-CY.ru