ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 9

Различия между новгородским и московским кружками жидовствующих, существовавшими в течение некоторого времени параллельно, проявились в их судьбах. Новгородский кружок был разгромлен благодаря усилиям церковных иерархов, в первую очередь, Геннадия. Конец московского кружка жидовствующих был обусловлен политическими причинами – победой враждебной жидовствующим придворной партии великой княгини Софии и её сына князя Василия и изменением династических планов великого князя Ивана III. После переезда Алексея и Дениса осенью 1479 г. в Москву кружок жидовствующих в Новгороде сохранился. Долгое время церковным и светским властям ничего не было известно о них. Ересь была обнаружена архиепископом Геннадием в 1487 г. случайно. Будучи пьяными, жидовствующие стали спорить между собой, и обнаружились факты совершённых ими богохульств (хула на Христа и Богородицу, осквернение икон). Подробные сведения архиепископу Геннадию сообщил раскаявшийся еретик священник Наум, рассказавший владыке об учении и о поведении жидовствующих. От Наума Геннадий получил «тетрати, по чему они молились по-жидовскы» и астрологическое сочинение «Шестокрыл». Новгородский архиепископ организовал «обыск» ереси, в ходе которого получил показания свидетелей (в том числе Наума), изобличавших семёновского священника Григория и его сына диакона Самсонко, никольского священника Ересима и борисоглебского диакона Гридю Клоча. Собранные сведения были переправлены в Москву великому князю и митрополиту Геронтию. В конце 1487 – начале 1488 гг. Геннадий обращался за содействием в выявлении жидовствующих к епископам Прохору Сарскому и Нифонту Суздальскому. В ответных грамотах Геннадию Иван III и митрополит Геронтий в феврале 1488 г. признали справедливость обвинений против трёх еретиков, обвинения в адрес Гриди были найдены недостаточными. Изобличённые еретики были осуждены на Соборе с участием великого князя, митрополита и епископов в Москве. Они были признаны виновными в том, что хулили Христа, Богородицу, «ругались святым иконам», «жидовскую веру величают, а нашу веру православную Христову хулят». Их подвергли градской казни, после чего отослали в Новгород для покаяния. Архиепископу Геннадию было предписано продолжить «обыск» ереси совместно с наместниками великого князя в Новгороде Яковом и Юрием Захарьевичами. В 1488 г. архиепископ Геннадий на церковном Соборе в Новгороде вновь осудил изобличённых еретиков, которые были биты «на торгу кнутьём». Церковное осуждение и градские казни не уничтожили ересь. В послании архиепископу Иоасафу (Оболенскому) Геннадий жаловался на то, что в деле преследования жидовствующих он не находит поддержки в Москве. Пассивность митрополита Геронтия в следствии о еретиках Иосиф Волоцкий объяснял тем, что митрополит был «грубостию съдръжимь» или «бояшеся дръжавнаго». 28 мая 1489 г. умер митрополит Геронтий. В сентябре 1490 г. митрополичий престол занял член московского кружка жидовствующих Зосима. Архиепископ Геннадий тщетно требовал от митрополита наказания осуждённых еретиков, бежавших из Новгорода в Москву, так же безуспешно добивался Новгородский владыка разрешения приехать в столицу, в ответ он получил требование прислать повольную грамоту на поставление не названного по имени кандидата на Коломенскую кафедру.

 



 
PR-CY.ru