ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 5

По свидетельствам Геннадия и Иосифа, в Москве собрания жидовствующих проходили в домах еретиков, в частности у Ф.В. Курицына, у протопопа Алексея, в митрополичьих покоях, когда их занимал Зосима, а также, как полагают исследователи, в Симоновом монастыре, когда Зосима был его настоятелем (1485–1490 гг.). По словам автора «Просветителя», на своих собраниях еретики «жертвы жидовьския жряху и пасху жидовскую и праздники жидовскыя творяху». Исследователи отмечали различия между новгородским и московским кружками жидовствующих. Наиболее отчётливы эти различия в социальной принадлежности еретиков. Если подавляющее большинство жидовствующих в Новгороде принадлежало к духовенству, то еретики-москвичи были преимущественно мирянами. В московский кружок входила невестка великого князя Елена Стефановна, мать Дмитрия Ивановича, провозглашённого в 1498 г. соправителем Ивана III, в нём состояли дьяки: Фёдор и Иван Волк Курицыны, Истома и Сверчок, представитель детей боярских Митя Клёнов, купцы Клёнов и Зубов, венгр-мирянин Мартынко. У исследователей есть веские основания считать, что московский кружок жидовствующих включал людей с разными религиозными воззрениями, объединённых, в первую очередь, близостью ко двору великого князя и своего рода религиозным «свободомыслием». Преимущественно светский характер московского кружка жидовствующих и близость его к правителю обусловили более сложную идеологию и иной тип поведения еретиков в Москве по сравнению с Новгородом. По свидетельству Иосифа, в столице, как и в Новгороде, они проводили собрания, на которых совершались обряды по типу иудейских, но эти собрания в Москве, по мнению исследователей, носили строго закрытый характер, от московского периода существования ереси неизвестны факты прямого кощунства в отношении христианских священных предметов. В столице еретики делали главный упор не на пропаганду антихристианских (иудаистских) воззрений, а на критику Священного Писания и на распространение астрологических идей, в чём они, возможно, находили поддержку у великого князя, высоко оценивавшего астрологическое знание. Иосиф так описывает действия еретиков при митрополите Зосиме и широко распространившиеся последствия их прозелитической активности: «И ихже видяху благоразумных, и Писания Божественная ведящих тех ещё в жидовьство не смеюще приводити, но некыя главизны Божественнаго Писания Ветхаго же Завета и Новаго накриво сказующе, и к своей ереси прехыщряюще, и баснословия некаа и звездозакониа учаху, и по звёздам смотрити и строити рожение и житие человеческое, а Писание Божественное презирати, яко ничто же суще и непотребно человеком. Простейших же на жидовство учаху. Аще кто и не отступит в жидовство, то мнози научишася от них Писания Божественнаго укаряти. И на торжищих и в домехь о вере любопрение творяху и съмнение имеяху. И толико бысть смущение в христианех, якова же никогда же быша, отнели же солнце благочестиа начат восияти в Руской земли». Как полагают исследователи, с новгородско-московской ересью связано распространение в России астрологической литературы (переводов, сделанных преимущественно с восточных языков на юго-западнорусских землях).

 



 
PR-CY.ru