ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 4

Осенью 1479 г. Новгород посетил великий князь Иван III. Познания Алексея и Дениса произвели такое впечатление на правителя, что он взял их в Москву, где Алексей стал протопопом Успенского собора, а Денис – священником Архангельского собора в Кремле. Исследователи предполагают, что великий князь высоко оценил не иудаизирующие настроения новгородских священнослужителей, но их искушённость в «тайном знании», в особенности в астрологии. Эта гипотеза подтверждается словами Иосифа о начале пребывания Алексея и Дениса в Москве: «По пришествии бо на Москву... не смеюще проявити ничто же неподобно, но таяхуся... человекомь же являющееся святии и кротци, праведни и въздеръжницы... тайно же сеюще семя скверное... Толико же дрьзновение тогда имеяху к державному протопоп Алексей и Фёдор Курицын, яко никто же ин: звездозаконию бо прилежаху, и многым баснотворениемь, и астрологы, и чародейству, и чернокнижию». Данное свидетельство не может вызывать у исследователей удивления, если они учитывают астрологические увлечения при дворе великого князя Василия Ивановича и обращение к астрологам и предсказателям царей Ивана IV Васильевича и Бориса Фёдоровича Годунова. Косвенным свидетельством интереса к астрологии при дворе великого князя Ивана III могут служить письма Максима Грека Фёдору Ивановичу Карпову, в которых учёный монах осуждает Ф.И. Карпова за веру в «звездозаконие». Исследователям известно, что Ф.И. Карпов начинал службу при дворе Ивана III в качестве постельничего (в такой должности он сопровождал великого князя в поездке в Новгород в 1495 г.), по их мнению, при дворе великого князя сформировались его взгляды. Высоко оценивая астрологическое знание, русские правители следовали общеевропейской тенденции, сложившейся в период Возрождения, когда искушённость в «звездозаконии» считалась важнейшей частью как бытовой, так и политической жизни, способом политического прогнозирования. Упоминаемый Иосифом один из руководителей московского кружка еретиков, Фёдор Васильевич Курицын, был великокняжеским дьяком, ставшим покровителем жидовствующих в Москве после возвращения осенью 1485 г. из посольства в Молдавию и Венгрию. О влиянии Ф.В. Курицына на великого князя свидетельствует относящаяся к нему фраза, которая читается в двух древнейших списках «Просветителя» (в рукописях фраза зачёркнута): «Того державный во всём послушаша». В столице ересь жидовствующих получила дальнейшее распространение. По сведениям «Просветителя», к ереси были привлечены архимандрит Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Зосима (см. Зосима, митрополит Московский и всея Руси), великокняжеские дьяки братья Фёдор и Иван Волк Курицыны, крестовые дьяки Истома и Сверчок, купец Семён Клёнов. Геннадий указывал, что в собраниях жидовствующих в Москве принимал участие венгр Мартынко, приехавший вместе с Ф.В. Курицыным из Венгрии. Если в предисловии Ивана Чёрного к «Еллинскому и римскому летописцу» имеются в виду еретики, то исследователи заключают, что к 1485 г. кружок жидовствующих в Москве насчитывал 24 участника. Новгородский архиепископ сообщал о том, что в 1488–1490 гг., во время следствия против жидовствующих в Новгороде, в Москву бежали еретики «Григорей поп с сыном с Самсонком, да Ереса поп, да Гридя, диак борисоглебский».

 



 
PR-CY.ru