ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 2

Сведения о поведении новгородских еретиков содержатся в посланиях Геннадия, в соборном определении о жидовствующих 1490 г., в Слове 15 «Просветителя» и в «Послании о соблюдении соборного приговора» 1504 г. Иосифа. Новгородские жидовствующие, по сообщению Геннадия, «молились по-жидовски», «испревращали псалмы», недостойно служили литургию, совершали надругательства над крестами и иконами. На их собраниях совершалось богохульство: осквернялись иконы, вино и просфоры для таинства евхаристии (в вино вливали «скверную воду» и проч.). Особенно многочисленными, согласно соборному определению 1490 г., были факты иконоборчества: еретики иконы и кресты «овы ж огнем сжигающе, иныя же секирами разсекающе, овы ж зубы кусающе иныя ж в скверная места пометающе, иныя же о землю разбивающи, иныя ж на птицы навязающе, яко да летают по скверном местом и сих сквернят». Священнослужители-жидовствующие не соблюдали постов, глумились над церковными службами: «Ядуще же, и пиюще до пьянства, и блудом сквернящись, в святую церковь вхожаху и Божественную службу совершаху». Сохранились свидетельства, что жидовствующие выступали против монашества. Их критика этого института основывалась на иудейских представлениях о том, что отсутствие потомства у человека свидетельствует о его греховности и неугодности Богу. Такая позиция жидовствующих отразилась в пометах Ивана Чёрного в переписанном им по заказу великого князя Ивана III «Еллинском и римском летописце», а также в глоссах, сделанных, как полагают исследователи, тем же книжником или другим еретиком тайнописью (буквами пермской азбуки) в списке ветхозаветных пророчеств. Иосиф в Слове 11 «Просветителя» пишет, что еретики в своём отрицании монашества опирались на ветхозаветные тексты: «Блажен имеай семя в Сионе и сродники в Иерусалиме» (Ис. 31:9 по славянской Библии), «Проклят всяк, иже не въставити семени во Израили» (точное соответствие второй фразе к Ветхому Завету исследователи не обнаружили; по их мнению, фраза является искажённой цитатой из книги Второзаконие, в главе 25 которой рассказывается о нечестивом поступке израильтянина, не захотевшего жениться на вдове брата, и приводятся слова вдовы: «Не хощет брат мужа моего возставити имя брата своего во Израили» (стих 7 по славянской Библии); исследователи полагают, что текст в полемических целях был изменён жидовствующими в сторону обобщения и усиления осуждения). Еретики могли апеллировать и к Новому Завету, говоря, что если бы монашество было угодно Богу, то Христос был бы монахом. Искажая слова апостола Павла, они утверждали, что апостол имел в виду монахов, когда писал в Первом Послании к Тимофею об отступниках, имеющих явиться в последние времена. В ходе следствия против жидовствующих, проводившегося Геннадием в 1487–1490 гг., выяснилось, что учение еретиков «не одно июдейство». Новгородский архиепископ нашёл в их ереси следы «маркианства» и мессалианства. «Маркианство» и мессалианство» жидовствующих (по мнению святителя) заключались в том, что, будучи обличены, еретики сразу отказывались от своего учения и ложно объявляли себя верными членами христианской церкви, а также в том, что они недостойно совершали евхаристию – Геннадий опирался на главы 12 и 19 правил константинопольского пресвитера Тимофея, помещаемые в Кормчих книгах («Тимофея, презвитера пресвятыя церкве великиа Констянтинаграда, от различьи приходящих к непорочней нашей вере).

 



 
PR-CY.ru