ЖЕРТВА - Страница 5

В жертву могли приноситься лишь домашние животные, употребляемые в пищу, без порока (Лев. 22:17–25), не младше восьми дней от рождения (Лев. 22:26–30), являющиеся собственностью жертвующего. При передаче жертвенного животного священникам жертвующий возлагал на него руку (Лев. 4:4 и др.), среди возможных значений этого жеста исследователи часто указывают на символическое отождествление жертвующего с жертвой. Мясо жертвы обязательно осаливалось солью. «Мирную» жертву и жертву «всесожжения» (первую – всегда, вторую – за исключением некоторых частных случаев, но обязательно по праздникам и при ежедневной жертве; см.: Числ. 28 и др.) сопровождало принесение «хлебной» жертвы, состоявшей из муки, елея и ливана (или смешанных друг с другом, или в форме испечённого из них бесквасного хлеба); «хлебная» жертва могла приноситься и как самостоятельная. «Мирная» жертва и жертва «всесожжения» также сопровождались возлиянием вина. Помимо упоминаний различных жертв и описаний системы жертвоприношений в Ветхом Завете содержится и критика пророками жертвенного культа (1 Цар. 15:22–23; Ис. 1:11–14; Иер. 7:21–23; Ам. 5:21–23; Мих. 6:6–9). Они подчёркивают превосходство твёрдой веры, следование завету с Богом, внутреннее нравственное совершенство над внешним соблюдением обрядов и принесением жертвы. Некоторые исследователи усматривали в подобных словах пророков противопоставление их проповеди содержащемуся в Пятикнижии законодательству о жертвах, однако другие считают, что это вряд ли верно, поскольку при интерпретации таких речений пророков необходимо учитывать общий контекст яркого и контрастного образного ряда пророческих писаний, используя который, пророки указывают, что Израиль отступил от завета так далеко, что это не может быть исправлено лишь средствами очищения от ритуальной нечистоты, грехов по неведению и проч., которые завет предусматривает для соблюдающих его. Пророки призывают не к отказу от принесения жертвы, но к тому, чтобы жертвоприношениям предшествовало раскаяние и исправление (ср.: Мал. 1:7–14). В эпоху Второго храма жертвенный культ становится предметом различных интерпретаций. Особое развитие получает идея о превосходстве внутреннего содержания жертвы над их внешней формой; ярким выражением этой идеи являются практика и писания кумранитов, отказавшихся от участия в жертвенном культе Иерусалимского храма не по причине отрицания самих жертв, а по причине «нечистоты» приносящих их, которая, как они думали, будет устранена с приходом царя-Мессии. С разрушением Второго храма ветхозаветная жертвенная традиция полностью прервалась, несмотря на то, что теоретически она могла бы продолжиться вне Иерусалима (в Ветхом Завете есть примеры, позволявшие исследователям дать этому обоснование, которые предполагают, что окончательный отказ от продолжения жертвенного культа стал сознательным выбором учителей фарисейской традиции, которые пользовались в народе огромным авторитетом и до разрушения храма, а после разрушения храма возглавили народ и заложили основы дальнейшего развития иудаизма). Отказ от внешней стороны жертвенного культа отнюдь не означал отказа от осмысления жертв как таковых.

 



 
PR-CY.ru