ЖЕРСОН Жан - Страница 4

С его точки зрения, несмотря на то что общее как таковое получает своё бытие в разуме, т.е. существует не как реальное, но как интенциональное, или объективное, бытие (esse obiectivum), неверно было бы отрицать объективное отношение мысли к внешней действительности, поскольку универсальное создаётся разумом на основе реального бытия (когда тот удерживает лишь схожие для предметов данного класса признаки), объективное бытие должно соответствовать реальному и иметь в нём своё основание. Частным следствием из этого рассуждения являлся вывод, что в божественном разуме содержатся идеи как единичных, так и тварных сущностей. Принадлежа к кругу первых французских гуманистов, с которыми его связывала дружба и многолетняя обширная переписка, Жан Жерсон считается автором первого гуманистического сочинения «Pastorium Carmen» («Песнь пастырей», 1383 г.), эклоги в подражание буколикам античных авторов и Франческо Петрарки. Он допускал и отстаивал необходимость использования в преподавании произведений античных авторов: Теренция, Цицерона, Сенеки и др. Испытал влияние Петрарки, отразившееся не только в его поэзии, но и в диалогах. Стал также теоретиком нового интеллектуального и литературного течения, манифестом которого является пролог к трактату против Иоанна Монзона, где Жан Жерсон провозгласил необходимость возрождать классическую латынь с целью воспитания во Франции историков, ораторов и поэтов, не уступающих итальянским. С этой же целью принял участие в учёном споре вокруг «Романа о Розе» (этот диспут способствовал распространению в обществе гуманистических идей; в нём приняли участие многие деятели первого поколения гуманистов – Кристина Пизанская, Гонтье и Пьер Коль, Никола де Кламанж). Жан де Монтрёй признавал Жана Жерсона своим учителем и авторитетом в вопросах литературы, стиля и языка. Жан Жерсон в целом не противопоставлял гуманизм богословию, напротив, пытался использовать образцы античной и итальянской риторики на благо католической церкви. После изобретения книгопечатания он стал самым публикуемым французским автором (его «Opera omnia» в XV в. издавались пять раз). Несмотря на прижизненную славу и почитание после смерти, Жан Жерсон не был канонизирован католической церковью.



 
PR-CY.ru