ЖЕРСОН Жан - Страница 3

Победить «интеллектуальную болезнь», охватившую университетскую схоластику и сделавшую её предметом насмешек, Жан Жерсон намеревался обращением к мистике. Успех мистических сочинений у молодёжи дал ему повод говорить об отсутствии творческого начала в современном ему образовании. Провозгласив принцип «лучше любить, чем знать», Жан Жерсон рассматривал мистику как науку интимного опыта, как единение с Богом через любовь; в то же время он предостерегал не путать мистическое созерцание с видениями и экстазом, выступал против экзальтированного мистицизма. Так, на Констанцском соборе он добивался официального осуждения видений католической святой Биргитты Шведской. Жан Жерсон осуждал чрезмерный аскетизм, ведя активную борьбу с флагелланами, однако последовательно защищал от нападок братьев общей жизни, у которых мистицизм соединялся с обучением клириков и просвещением народа. В центре его педагогической системы стоит фигура наставника и его личный пример, что возвращает к евангельской педагогике, ставящей успех обучения в зависимость от нравственных, духовных качеств учителя. Жан Жерсон осуждал излишние амбиции человеческого разума, особенно в области веры, считая, что человеку от рождения дана идея Бога, призывал заботиться о духовности священников, которые призваны наставлять верующих. Особое внимание придавал пастырскому окормлению простых верующих, в том числе женщин и детей, написал специальные проповеди и учебники для них на французском языке. Заботясь об исправлении нравов не только студентов, но и преподавателей университета, пытался ограничить университетские привилегии для искоренения корыстолюбия, а также запретить «праздники дураков» и другие развлечения, которые, по его мнению, отвлекали от учёбы. Жану Жерсону не удалось создать цельное богословское учение. Его позиция характеризуется соединением мистицизма в духе традиций Сен-Викторской богословской школы с номиналистическим отказом от метафизики, близким к учению Уильяма Оккама. Вслед за своим наставником Пьером д'Айи Жан Жерсон защищал примат божественной воли как в сфере природы, так и в области морали: ничто не является добрым или злым само по себе, это по божественной воле дела становятся добрыми, т.к. Он желает их, и, наоборот, некоторые дела являются злом, потому что Он запрещает их. Но Жан Жерсон в отличие от оккамистов не считал столь уж непреодолимым разрыв между объектами веры (credibilia) и объектами рационального познания (intellegibilia).

 



 
PR-CY.ru