ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс - Страница 5

И вот Говарт Бидло нашёл своего художника – де Лересса, который зарисовывал анатомические заготовки врача. Сто шесть рисунков были выполнены тушью. Для своего удовольствия (искусствоведы видят в этом любовь к жестокости) художник пронзал изуродованные тела кинжалами и стилетами, связывал им руки, пытался придать научным рисункам художественный вид, дополняя их украшениями в виде нот, книг и ваз. Замечательный график, он сети жил и нервов представлял в виде корабельных верёвок, а аорту – в виде большого дерева. Рисунки к атласу несколькими годами позже были куплены знаменитым английским анатомом Уильямом Коупером, который их опубликовал под своим именем в 1698 г. в Оксфорде под названием «The anatomy of humanbodies», с новыми комментариями и всего лишь упоминанием имени Говарта Бидло, чем вызвал законный гнев голландца. После различных хозяев, среди которых был знаменитый шведский врач-физиолог Теодор Троншин, в 1796 г. рисунки де Лересса были куплены Школой парижского здоровья для своей недавно открытой библиотеки. Так рисунки попали в Париж. Герард де Лерес, для которого иллюстрированный иллюзионизм имел предельное значение, также написал о месте картин на стенах. Например, он убеждал, чтобы пейзажи (и все картины) находились на уровне глаз. Де Лерес страдал от врождённого сифилиса, оказался обезображен и к 1690 г. ослеп. Из-за невозможности рисовать он придумал изобретательный способ. На двух досках, похожих на школьные, писал мелом заметки о живописи. Когда первая доска была заполнена, художник переходил к другой. И тогда один из его сыновей (а у де Лересса было три сына, все ставшие художниками) копировал на бумаге то, что отец написал на первой доске, затем всё стиралось, чтобы де Лересс мог снова использовать эту доску, когда он заполнит предыдущую. Когда мастер не смог сам писать, на досках писали под диктовку его ученики. Таким образом в последние десятилетия жизни де Лересс надиктовал свои «антиреалистические» теории, вышедшие в 1701 и 1707 гг. в виде отдельных книг. Его трактаты о живописи «Фонды рисования» (1701 г.), а также «Большая книга живописцев» (в 1710 г.), несколько раз переизданная, переведённую на немецкий, французский, английский языки, чрезвычайно влияли на живописцев XVIII в. Его считали поверхностным и слабым художником и в значительной степени ответственным за снижение уровня голландской живописи, и спустя двести лет после его смерти Британская энциклопедия не дала распечатки вообще для де Лереса, посвящая четыре страницы основательного текста Рембрандту. Из его учеников наиболее известен Ян ван Мирис (1660–1690 гг.). Картины де Лересса представлены в музеях Амстердама, Парижа, Нью-Йорка, Вашингтона, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Лейпцига, Санкт-Петербурга. Его именем названа улица в Амстердаме. Сохранился также гравированный портрет де Лересса работы итальянского художника Карло Грегори.



 
PR-CY.ru