ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс - Страница 3

Герард де Лересс привнёс в голландскую живопись франко-итальянский вкус к классической живописи. Он получил известность как художник, который ввёл в голландскую живопись классическую красоту Николя Пуссена (1594–1665 гг.) и Шарля Лебрена (1619–1690 гг.). Большая часть музеев Европы имеет его картины, посвящённые древней истории. Современники восхищались перспективой и архитектурой, богатыми костюмами и многочисленными вазами с золотом и деньгами, которые художник изображал почти везде. Это скрупулёзное внимание к истории, костюмам, богатству украшений заставили говорить о нём, как о «голландском Пуссене». Де Лересс совместно с художником Яном Глаубером (1646–1726 гг.) украшал замки в Сустдейке и Ло, выполнив там аллегорические гризайлевые композиции, которые принадлежат к числу его лучших работ (Орлеан, Музей изящных искусств; Амстердам, Государственный музей). Блестящий период голландской живописи тянулся недолго – лишь одно столетие. Уже с началом XVIII в. наступает её упадок, потому что в обществе слабеет национальное самосознание, испаряется национальный дух, и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV. И главным распространителем этого направления был к тому времени поселившийся в Амстердаме де Лересс. Критики утверждают, что он был художником весьма способным и для своего времени образованным, оказавшим на современников и ближайшее потомство огромное влияние, как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и литературными трудами. Де Лересс в своей практике и теории опирался на опыт знаменитых французских представителей классицизма и на удивление был активным противником голландского реализма. Его попытки воскресить в рамках академической живописи монументальные классические формы получили поддержку коронованных заказчиков. Лересс был чрезвычайно модным в богатых домах Амстердама и Гааги. Известность настигла художника, когда в 1688 г. штатгальтер Вильгельм Оранский, будущий король Англии Вильгельм III, пригласил расписать свои покои в своей резиденции в Гааге – замке Бинненхоф. Лересс провёл там год и создал серию из семи больших композиций на темы римской истории. Сейчас этот замок – правительственное здание голландского парламента, Дворец юстиции, и работы художника находятся в зале Совета, который назван именем художника. Став королём Англии, Вильгельм заказал де Лерессу две картины о Клеопатре и Марке Антонии, которые вскоре были отправлены в Лондон. Художник расписал также обеденный зал Марии Стюарт, его большие надкаминные панно и плафоны украшают дворцы амстердамской знати. Он полностью украсил несколько богатых домов Амстердама, в которых расписал барельефы, имитируя красками белый мрамор. Виртуозность его стиля проявляется в таких картинах, как «Вакханалия» (Кассель), «Антоний и Клеопатра» (Амстердам), «Успение Марии» для льежского собора Сен Ламбер (ныне – церковь св. Павла).

 



 
PR-CY.ru