ЖУРНАЛИСТИКА ЦЕРКОВНАЯ в РОССИИ

ЖУРНАЛИСТИКА ЦЕРКОВНАЯ в РОССИИ. До 1917 г. перед церковной периодической печатью ставились преимущественно информационные и духовно-просветительные задачи. Редакторами и сотрудниками церковных изданий в этот период были, как правило, представители духовенства. Первоначально церковные журналы (см. Журналы духовные) издавались при духовно-учебных заведениях («Христианское чтение» при Санкт-Петербургской духовной академии, «Православный собеседник» при Казанской духовной академии, «Воскресное чтение» и «Труды Киевской Духовной Академии» при Киевской духовной академии, «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» и «Богословский вестник» при Московской духовной академии и др.). Они имели научный или научно-популярный характер, в них размещались святоотеческие творения, богословские, исторические и другие статьи, хроника академической жизни, иногда отклики на последние события в России и в мире. Редакторами и авторами, в основном, были преподаватели духовных академий и семинарий. Правительственные распоряжения по духовному ведомству с 1858 г. публиковались в журнале «Духовная беседа», который издавался при Санкт-Петербургской духовной семинарии, с 1875 г. – в журнале «Церковный вестник» при Санкт-Петербургской духовной академии. В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений. Особым явлением в церковной прессе стали епархиальные ведомости, начавшие выходить в 1860 гг. и охватившие почти все регионы. В состав редакций входили представители духовно-учебных заведений, консисторий, духовенства епархиальных городов. Епархиальные издания выходили по единому образцу и обычно состояли из официальной и неофициальной частей. В официальной публиковались манифесты, указы императоров, определения Синода, распоряжения епархиального начальства и др.; в неофициальной – проповеди, хроника, исторические, краеведческие и другие статьи, биографии, некрологи, библиографические справки. Отчасти программа и структура епархиальных ведомостей были заимствованы у светских региональных изданий – губернских ведомостей. Во второй половине XIX в. появились духовно-просветительные журналы, выходившие по частной инициативе священников и мирян, которые поставили целью донести позицию церкви до широкой аудитории. Здесь печатались статьи популярного характера, проповеди, Жития святых, письма и воспоминания церковных деятелей, освещались текущие события, связанные с церковью. Некоторые из изданий («Душеполезное чтение», «Православное обозрение», «Странник» и др.) по популярности конкурировали с ведущими светскими. С 1885 г. стал выходить первый церковный массовый иллюстрированный журнал «Русский паломник». С конца XIX в. издавались популярные православные журналы и газеты для народа. В них публиковались отрывки проповедей, пояснения к молитвам и богослужению, Жития святых. В 1879 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Николай Иванович Рождественский (впоследствии архиепископ Вологодский Никон) основал издание «Троицких листков», которые представляли собой маленькие брошюры, продавались по 1 коп. или раздавались бесплатно. По образцу «Троицких листков» печатались «Киевские листки» (с 1884 гг.), «Почаевские листки» при «Волынских епархиальных ведомостях» (с 1886 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru