ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 6

Среди них – уход из дома (юродивый, как правило, не подвизается в родном городе или селе), нежелание «славы от человек», топосы «imitatio angeli», «дар пророчества», «аскетические мотивы» («томление тела»), ношение «многошвенных риз» (рубища), безмолвствование, мотив «святой ничего не имеет, кроме своего тела», плач об иноке или о юродивом как о мёртвом и др. Причиной сходства поэтики столь различных внешне типов агиографических текстов является помимо исторических корней юродства внутреннее родство подвигов преподобных и юродивых: и те и другие, стремясь избежать людской славы за свои добродетели, бегут мира, но разными путями: если преподобные, уединяясь, уходят в пустыню, то юродивые, оставляя социальную жизнь, осуществляют свой тайный подвиг среди людей, скрывая истинное служение за маской мнимого безумия. Праведники – особый чин святости, объединяющий подвижников благочестия, угодивших Богу в миру. Говоря о специфике этого типа Житий, исследователи отмечают, что в них наиболее часто встречается мотив подражания праведному Иову («imitatio Iobi»), хорошо известный в византийской агиографии. Сюда исследователи относят устойчивые формулы, мотивы и сюжеты, описывающие нищелюбие и долготерпение героя, его смиренное и благодарное принятие всех жизненных испытаний. Важнейшим мотивом Житий праведников (как мужей, так и жён) является собственно добродетельная жизнь во Христе: исполнение заповедей и любовь к ближнему. Общими мотивами, объединяющими Жития праведников с Житиями святых правителей (благоверные правители и юродивые относятся к праведникам в широком понимании как святые миряне), являются храмоздательство, нищелюбие и милостыня. Традиционно среди Житий в отдельную группу выделяются Жития святых жён, хотя сонм святых подвижниц включает представительниц различных типов святости – от равноапостольных до юродивых. Помимо общих мотивов, характерных для чина святости, к которому относится та или иная подвижница (благоверная царица или княгиня, преподобная, праведная и др.), женские Жития, как правило, имеют ряд особых тем, сюжетов и мотивов, которые выделяют их из агиографического корпуса. Среди них – мотивы, определяющиеся преимущественно ориентацией некоторых из этих памятников на Житие Богородицы, написанное Епифанием Монахом: чистота, смирение, послушание, кротость, прилежание в посте и молитвах (например, «Житие праведной Иулиании Лазаревской»). Таким образом, поэтика Житий святых, которую формируют различные факторы (принадлежность памятника к той или иной внутрижанровой разновидности, уровень образованности агиографа, его литературные задачи и др.), в значительной степени определяется типом святости подвижника. Это выражается в уподоблении прославляемого святого тому духовному первообразу, который является сакральным образцом для всех подвижников этого чина святости. Обзоры, посвящённые житийной литературе на языках народов различных регионов христианского мира, объединены в две группы, соответствующие восточной и западной агиографическим традициям.

 



 
PR-CY.ru