ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - Страница 2

В истории всех религий исследователям известны самые разнообразные формы жертвоприношения – от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьём) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание сотни быков) в античном мире. Жертвоприношение может рассматриваться как обмен между людьми и сверхъестественными существами: передавая земные ценности представителям другого мира, взамен человек получает какие-то магические дары (волшебные предметы или чудесных помощников, священное знание или пророческое искусство). Таким образом, посредством жертвы осуществляется медиация между профанной и сакральной зонами. Медиативная функция жертвоприношения превращает саму жертву, доставленную в мир богов, в способ достижения трансцендентной сферы (например, Агни в ведийской мифологии – и жертва, и «курьер», возносящийся к небесам на огненной колеснице). С этими представлениями связаны так называемые кровные жертвоприношения (заклание животного или ритуальное убийство человека). В охотничьих культурах жертвоприношение животного (Медвежий праздник у народов Сибири) толкуется как отправление души зверя к небесному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей. Убитое животное должно вернутся на следующий год и привести с собой множество сородичей, обеспечив охотникам удачный промысел. Вместе с тем, поглощая мясо убитой жертвы, превращая её тело в собственную плоть, участники ритуальной трапезы приобщаются к её священной природе, обретая её качества (по мнению исследователей, христианский обряд евхаристии имеет ту же семантику). Идея связи ритуальной смерти с плодородием нашла отражение в раннеземледельческих культурах Средиземноморья. На смену ритуальным «кровавым» жертвоприношениям приходит разыгрываемая в храме мистериальная драма, в которой символическая смерть жреца означает убийство персонажа, отправляющегося в царство мёртвых. С его возвращением в мире наступает сезон плодородия. В поздних религиозных традициях архаический смысл жертвоприношения постепенно меняется. Манифестируется бескорыстный характер дарения. Идеальным было бы  жертвоприношение, не допускающее никакой прагматики. Крайним выражением этой идеи (например, в христианстве) является история Авраама, готового пожертвовать Богу своего сына. Через жертвование самого ценного происходит установление трансцендентального ощущения жизни в противовес эмпирическому, утилитарному отношению к бытию. Жертвоприношение Авраама – символ духовного возвышения над самим собой. Апофеозом бескорыстного жертвоприношения в христианстве считается самопожертвование Иисуса Христа, Который, приняв крестную муку за всё человечество, тем самым сделал жертвоприношение излишним. Названием бескровной жертвы евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в древнем иудаизме.

 



 
PR-CY.ru