ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя; подношение даров богам, духам природы или духам умерших, очень рано принявшее форму строго регламентированного обрядового действа. Подобные ритуалы существовали уже во времена верхнего палеолита, о чём свидетельствуют особым образом оформление «хранилища» костей в Альпах (Драхенлох, Петерсхёлле, Виллендорф, Монтеспан). Неандертальские погребения с «инвентарём» (захоронения Ла-Шапель-о-Сен, Ла Ферраси во Франции, где рядом со скелетами найдены кремневые орудия и минералы красной охры) исследователи рассматривают как погребальные подношения сородичам с целью обеспечить их необходимыми предметами и пищей в другой жизни. Под влиянием археологических находок и этнографических данных сформировались взгляды на происхождение обряда жертвоприношения непосредственно из «кормления» покойников. Жертвоприношение – очень сложное явление, и корни его разнообразны; оно является выражением покорности и благодарности высшему существу, мыслится как форма общения с духами местности, с животным-тотемом, с божеством. Одни исследователи связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т.п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей. Сторонники версии происхождения обряда из магии считают, что жертвенные ритуалы возникают, когда человек разочаровывается в своих возможностях с помощью магических манипуляций подчинить себе духов природы. Практика воздействия на сверхъестественные силы превращается в практику умилостивления, требующую даров и приношений. Нерелигиозную версию обряда жертвоприношения выдвинули философы-просветители XVIII в., считавшие, что ритуал возник в результате деятельности жрецов, обманом вымогающих дары у верующих. Сергей Александрович Токарев видел корни обычая также не в религиозной сфере, возводил жертвоприношение к ранним историческим формам обмена, обусловленным личностными и кровнородственными отношениями; считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее – церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви». Жертвоприношения бывают кровные и бескровные, а также для обращения к божественной милости и очистительные.

 



 
PR-CY.ru