ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 3

Основной литургический жанр (молитва) имеет собственные субжанры: молитвы-жалобы, молитвы-обеты, мольбы за других, покаянные, просительные, доксологические (прославляющие), гимнологические (восхваляющие в песнопениях), хвалебные, благодарственные и прочие молитвы. С Античности существует архаичная рубрикация другого литургического жанра – гимна, как песнопения в честь божества. Античные гимнографы различали призывательный гимн, гимн-родословие и мифический гимн. К жанрам философской литературы принято относить (по Юрию Анатольевичу Шичалину): логии (философские рассуждения на определённую тему), священные тексты, комментарии к ним (схолии), монографические толкования наиболее тёмных мест (проблемы), частные мнения (например, теологумены), а также – диалоги, диспуты, диатрибы, затруднения (апории) и способы их устранения. Сведение воедино накопленного материала инициировало проявление рассуждений, трактатов, учебников, доксографических компендиумов. Для опровержения инакомыслящих разрабатывался жанр полемических сочинений, а ради пропаганды собственных взглядов – увещания и наставления (протрептики). Модификации этих жанров используются в философии и поныне. Поскольку христианская и мусульманская теологии многое заимствовали у античной философии, исследователи утверждают, что все вышеперечисленные фйормы следует относить одновременно и богословской подсистеме жанров религиозной литературы. Типологическое сходство жанрового состава разных религиозных традиций обусловлено общностью коммуникативных стратегий, характерных для истории религий. Это – стратегии развёртывания учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и половозрастные группы людей; это – содержательное развитие учения вширь и вглубь и вместе с тем его внутреннее структурирование. В первоначально нерасчленённом, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве учения его приверженцы начинают различать определённую иерархию смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы учения начинают осознаваться в качестве стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые осознаются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т.п. В культурах, сформированных разными религиями Писания, в истории жанров конфессиональной литературы исследователи наблюдают определённые общие закономерности. Это сходство имеет типологическую природу. Оно проявляется в составе жанров и в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей религиозной традиции.

 



 
PR-CY.ru