ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 2

В библеистических исследованиях закрепилось деление всего материала синоптического предания на две традиции: «слов» и «повествований». К жанру «слов» Р. Бультман, например, причисляет апофтегмы (изречения Иисуса Христа в обрамлении краткого исторического контекста) и в этой «традиции Слов Господних» выделяет несколько жанровых форм: речения мудрости, пророческие и апокалиптические слова (например, заповеди блаженства), слова Закона (например, антитезы Нагорной проповеди), речения от первого лица («Я говорю…»), притчи, аллегории, метафоры. Притчи имеют собственные субжанры: притча в узком смысле слова; парабола (развёрнутое притчевое повествование, например, о блудном сыне); повествование-образец для подражания (например, о милосердном самаритянине). Внутри жанра «повествований» Р. Бультман также выделяет ряд субжанров: новеллы об эпитафиях (зримых явлениях Божественной силы), аретологическое повествования (античные аретологии – сообщения о славных подвигах, героические  легенды), драматичная история страстей Господних (прообраз для многочисленных историй кончин мучеников). В христианской аскетике современные исследователи (например, Сергей Сергеевич Хоружий) выделяют жанр аскетической литературы с многочисленными субжанрами: истории (древнейшая смешанная форма, включающая в себя аскетические поучения, фольклорный рассказ и житийное повествование); поучения (дидаскалии), беседы (гомилии), слова (логии), послания (эпистолия); главы и трактаты (древнейший христианский систематический субжанр теоретического метауровня описания). Внутри этих субжанров исследователи обозначают свои субжанровые формы: пособие-окормление для монахов в форме компендиума, пособие-окормление в форме эпистолярия, пособие-окормление в форме флорилегия и т.д. Агиографическая подсистема включает прозаические и поэтические жанры религиозной литературы. Среди прозаических исследователи выделяют биографические и агиографические жанры. Биографические, в свою очередь, делятся на гипомнематические («напоминательные», например, историческая хроника), эпидейктические («прославительные», для выражения похвалы в Византии служил жанр энкомия, восходящий к так называемой царской речи, восхваляющей заслуги правителя, а для порицания – псогос) и дидактическую беллетристику, к которой исследователи относят легенду и субжанры народных сказаний. Агиографические жанры религиозной литературы дробятся на ранние формы житийной литературы – биос (жизнеописание) и мартирий (свидетельство мученичества) и позднейшие церковные редакции жития (краткие проложные и минейные, пространные и документированные агиобиографии). Преобладающую часть христианских жанров религиозной литературы исследователи относят к богослужебной (литургической) подсистеме. И эта литургическая подсистема включает в себя без остатка все поэтические агиографические жанры религиозной литературы. К поэтическим жанрам исследователи относят: псалмические (ранние жанровые формы – псалмы Давида и духовные песни новозаветной тематики; поздние формы – «подобны псалмов»); гимнические (ранние формы – песни ветхозаветных Отцов, кондаки, икосы; позднейшие формы – каноны и акафисты); тропарные (например, тропари, икосы, стихиры, седалены, ипокои); речитативные (например, величания и ублажания или макаризмы).

 



 
PR-CY.ru