ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 7

Повествовательные циклы этих икон в 16–17 клеймах излагают события Жития апостола Иоанна Богослова, написанного Псевдо-Прохором (V в.). На иконе «Апостол Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением» из церкви Иоанна Богослова Борисоглебского монастыря в Дмитрове (конец XV в., музей Андрея Рублёва) в 44 клеймах помимо подробного изложения текста Жития проиллюстрированы также отдельные эпизоды Апокалипсиса. Циклы икон второй половины XVI в. на этот сюжет представляют собой вариации ранних образов. Во второй половине XVI в. усилилась просветительная роль житийной иконы. После проведения Соборов 1547–1549 гг. были написаны многочисленные житийные иконы русских святых, в том числе с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, например, равноапостольного великого князя Владимира, которые включают иногда в житийные иконы святых Бориса и Глеба. Редким примером развёрнутого изображения Жития равноапостольного великого князя Владимира исследователи считают икону «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из церкви Рождества Богоматери в Вологде (Вологодский историко-архивный художественный музей-заповедник). Ярким свидетельством масштабности житийной иконы «новых чудотворцев» стал образ преподобного Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (музеи Московского Кремля), со 129 клеймами. Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Житийные иконы преподобного Александра Свирского получат впоследствии распространение в сокращённом варианте. Если иконописец не располагал подробными сведениями о жизни святого (в Прологах и Минеях могли содержаться описания лишь основных событий), в состав клейм вводили традиционные сюжеты детства: рождение, крещение, обучение; в житийной иконе святителей – этапы служения: от поставления в диаконы (иногда монашеский постриг) до архиерейской хиротонии, а также успение святого, обретение мощей и происходящие от них чудеса. По принципу житийной иконы создавались иконы со сложным богословским замыслом, например, две грандиозные иконы из Успенского собора Московского Кремля: «Распятие, с евангельскими сценами» и «Воскресение, с евангельскими сценами» (обе – в музеях Московского Кремля), где в клеймах проиллюстрированы евангельские тексты, описывающие события Страстной недели. Помимо собственно житийных сюжетов в клеймах изображены притчи Спасителя, его беседы с учениками и диспуты с иудеями. Полемика с представителями других христианских конфессий обусловила интерес к появлению иконографических сюжетов, связанных с объяснением вероучения. В XVII в. обе иконы играли важную роль в церковном убранстве Успенского собора, располагаясь около модели Гроба Господня. Сходный замысел лежал в основе иконы «Спас Смоленский, с притчами» в иконостасе Благовещенского собора Кремля (середина XVI в., музеи Московского Кремля). Во второй половине XVI в. изменился подход к композиционному построению клейм многих столичных памятников. Стремление к большей повествовательности приводило к перегруженности композиций. Так, в клеймах события одного сюжета располагаются в нескольких плоскостях, имеют разный масштаб. Не оставалось места для чётких, красивых надписей, текст выносили на поля.

 



 
PR-CY.ru