ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 4

В русской традиции сюжеты житийных икон черпались также из текстов Палеи Толковой, различных исторических сочинений, а циклы святителя Николая Чудотворца пополнялись «русскими» чудесами. Исследователи полагают, что житийные иконы создавались в Древней Руси уже в домонгольский период, но до настоящего времени не сохранились. Пример самых ранних изображений эпизодов из Житий святых есть в монументальной живописи: в росписи четырёх приделов Софийского собора в Киеве (около середины XI в.) представлены протоевангельский цикл, описывающий Житие Богоматери, сцены из Житий апостолов Петра и Павла, великомученика Георгия Победоносца и из деяний архангела Михаила. Мастера Киевской Руси использовали византийские иконографические образцы, создавая иконы отечественных святых, прежде всего, первых канонизированных на Руси – князей Бориса и Глеба. Наличие Жития даже весьма почитаемого святого не всегда становилось залогом распространения его житийных икон: например, иконы с клеймами Жития святых Бориса и Глеба исследователи встречают довольно часто, тогда как житийные иконы преподобного Феодосия Печерского чрезвычайно редкие, появляются в позднее время (например, икона рубежа XVII и XVIII вв., музей истории религии). Древнейшей дошедшей до наших дней русской житийной иконой исследователи считают образ «Пророка Илия в пустыне, с житием и Деисусом» из церкви пророка Илии в деревне Выбуты близ Пскова (вторая половина XIII в., Третьяковская галерея). XIV в. исследователи датируют целый пласт житийных памятников, среди которых преобладают житийные иконы святителя Николая Мирликийского: из села Виделебья (1337 г., Русский музей); из погоста Любони (первая четверть XIV в., Русский музей); из погоста Озерёво (первая половина XIV в., Русский музей); из Успенского собора Рязани (XIV в., Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник); из собрания Алексея Викуловича Морозова (XIV в., Третьяковская галерея); из села Павлова близ Ростова (вторая половина XIV в., Третьяковская галерея); «Святой Николай Зарайский, с житием» (третья четверть XIV в., из собрания Владимира Алексеевича Логвиненко); из Введенской церкви в Ростове (конец XIV в., Третьяковская галерея); из собора апостола Иоанна Богослова в Коломне (конец XIV в., Третьяковская галерея); из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., Третьяковская галерея); из собрания Николая Ивановича Репникова (конец XIV в., Русский музей). Уже ранние русские житийные иконы святителя Николая отличаются по композиции средника (полуфигурное или ростовое изображение) и по составу сюжетов в клеймах от византийских памятников. По мнению исследователей, это связано с тем, что иконописцы варьировали различные фрагменты уже известных и чтимых образов святого. Помимо икон святителя Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо великомученика Георгия о змие, с житием великомученика Георгия» (первая половина XIV в., Русский музей), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из церкви Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (вторая половина XIV в., Третьяковская галерея), «Архангел Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (конец XIV в., музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru