ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 3

В поствизантийский период повышается интерес к житийной иконе в искусстве Греции, Сербии, Болгарии и других стран. Перечень святых, имеющих житийные образы, ограничен. Широкое распространение получили циклы святых Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца («Святые Георгий и Димитрий, с житийными сценами» с рельефным средником XIV в. из церкви Богоматери в Созополе, рама с клеймами XVI в.; «Святой Георгий, с житием», XVI в., Византийский музей, Кастория; «Чудо великомученика Георгия о змие, с житием», мастер Михаил Дамаскинос, вторая половина XVI в., кафедральный собор Богоматери Спилеотиссы, город Керкира; «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с житием» из Кремиковского монастыря, 1595 г., Исторический музей; «Святитель Николай, с житием» из монастыря Дечаны, вторая половина XVI в.; «Великомученик Георгий на престоле, с житием» и «Святой Иоанн Предтеча, с житием», вторая четверть XVII в., Печская патриархия). Реже исследователи встречают житийные иконы некоторых святых, создававшиеся как храмовые по особому заказу («Преподобный Антоний, с житием» кисти Эммануила Цанеса, 1645 г., церковь Панагии тон Ксенон, город Керкира; «Святой Иоанн Пустынник, с житием», мастер Иеремия Палладас, середина XVII в., Византийский музей в церкви Панагии Антивуниотиссы, город Керкира; «Святые Косма и Дамиан, с житием», 1673–1674 гг., Печская патриархия). Существуют также единичные примеры житийных икон: «Преподобный Стефан Дечанский, с житием», мастер Лонгин (1577 г., монастырь Дечаны). Исследователи особо отмечают создание житийных икон славянских святых, например, преподобного Иоанна Рильского (XVII в., Рильский монастырь), преподобного Гавриила Лесновского (две иконы: около 1626 г. с 13 клеймами и 1808 г. с 14 клеймами, обе – в Лесновском монастыре). В поствизантийской иконографии получили особое развитие циклы деяний архангелов, преимущественно архангела Михаила. В искусстве Греции и Балканских стран XVIII–XIX вв., в период так называемого национального возрождения, житийная иконография обогатилась за счёт появления новых сюжетов в традиционных циклах и расширения круга святых, чьи Жития активно иллюстрировались. Значительно чаще в этот период исследователи встречают житийные иконы святых жён, например, святой Параскевы Тырновской (1728 г., ризница Печской патриархии, Косово и Метохия), великомученицы Марины (мастер К. Шпатараку, середина XVIII в., Галерея икон, Охрид). По-прежнему распространены житийные циклы святителя Николая Чудотворца, иногда в среднике он изображался на троне, как на иконе из монастыря Филантропинон на острове озера Янина (1801 г.). В этот период также известны исследователям уникальные примеры житийной иконы святых (например, «Святой Александр Воин, с житием», XVIII в., монастырь Богородицы Прусиотиссы, Греция): композиционное построение клейм, по мнению исследователей, традиционно, но сюжеты могут располагаться рядом с фигурой святого на фоне. В Древней Руси житийная икона была чрезвычайно популярной. Богатство идей и смысловых оттенков, разнообразие изобразительных вариантов позволяют исследователям рассматривать этот жанр иконописи как особое явление в национальной культуре.

 



 
PR-CY.ru