ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Страница 8

Во-первых, это материалы, направленные на расширение общего кругозора читателей: «Очерки истории церковного пения» А.М. Покровского, статьи по истории музыкальных инструментов, обзорные экскурсы Н.А. Гринченко в украинскую музыку и сведения о её представителях, материалы о М.И. Глинке, биографии композиторов Д.С. Бортнянского, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, Антона Степановича Аренского, Николая Андреевича Римского-Корскова, А.К. Глазунова, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, а также хоровых деятелей А.Н. Карасёва, Александра Дмитриевича Городцова, П.Н. Бигдаш-Богдашёва, священника Василия Лебедева. Во-вторых, это учебно-методические материалы. Так, корреспондент из Рыбинска Г.С. Серебряков не раз давал практические советы по вопросам постановки голоса у церковных певчих, определения их тембров. С. Молчанов рекомендовал, как лучше устроить музыкально-литературные вечера в учебных заведениях, предлагал программы таких вечеров. В-третьих, это публикации о состоянии преподавания светского и церковного пения в учебных заведениях, в том числе в Тамбовской губернии. Значительное место заняло обсуждение идеи общедоступности музыкального образования. Так, со временем появилась рубрика «Музыка и пение в школе». В-четвёртых, это вопросы повышения квалификации руководителей хоров, информация о курсах и школах регентов. На страницах журнала важное место занимали социальные проблемы: бесправное положение и нищенское существование церковных певчих, особенно детей, в полной мере материально и творчески зависимых от регентов и церковных старост. На эту тему редактор часто помещал статьи Н.И. Компанейского из «Русской музыкальной газеты» и «Музыкального труженика», а также письма певчих и регентов из провинции. Дискутировались вопросы о необходимости созыва Всероссийского съезда церковнопевческих деятелей и об открытии церковнопевческого общества. П.Н. Бигдаш-Богдашёв и Н.И. Компанейский отстаивали право женщин на участие в церковных хорах, полемизируя со священником Василием Лебедевым, анонимно выступившим в «Тамбовских епархиальных ведомостях» против участия в церковных службах руководимого П.Н. Бигдаш-Богдашёвым смешанного хора Тамбовского казённого винного склада (после чего в №3 Василий Лебедев объявил о прекращении сотрудничества с журналом). Просветительские задачи решались весьма последовательно и целенаправленно. П.Н. Бигдаш-Богдашёв считал необходимым информировать читателя о концертной жизни столичных городов и провинции. Наибольшее внимание уделялось исполнению новых сочинений отечественных композиторов. Постоянное место занимала рубрика «Местная музыкальная хроника», в которой отражались события музыкальной жизни Тамбова в 1907–1909 гг., программы гастролей крупнейших музыкантов и оперных трупп. П.Н. Бигдаш-Богдашёв предложил публиковать информацию об истории хорового исполнительства. В редакционную статью он включил анкету для нового раздела «Материалы по истории народного и церковно-певческого дела в России» со следующими вопросами: 1) время основания хора; 2) инициаторы и первые его организаторы; 3) деятельность хора в прошлом и настоящем: пение в церкви, концерты, музыкальные вечера; 4) средства на его организацию и содержание; 5) состав хора; 6) репертуар; 7) постепенное его развитие или упадок; 8) отношение к хору местного общества и лиц начальствующих. Однако эта рубрика не стала постоянной.

 



 
PR-CY.ru