ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - Страница 7

С 1967 г. ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 г. – в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 г. – ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. поместных и инославных церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др. В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили духовные журналы в самиздате. Среди них были журнал «Надежда» (М., 1977–1985 гг.; за границей выходил до 1994 г.), литературно-философский журнал «Выбор» (М., 1987–1992 гг.), катехизаторский и миссионерский журнал «Амвон» (М., 1988–1990 гг.), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988–1989 гг.), «Слово» (М., 1988–1989 гг.), православный женский журнал «Мария – Марфа» (М., 1991 г.), «Царь-колокол» (М., 1990 г.) и др. Эти журналы, как правило, печатались на ротапринте ограниченным тиражом и без строгой периодичности. В конце 1980 гг. отношение государства к церкви принципиально изменилось, что привело к стихийному возрождению духовных журналов. В 1990 г. выходило 12 православных журналов, а всего за 1990–2007 г. возникло 256 новых изданий журнального типа. Многие из них прекращали существование после выхода нескольких номеров или изменяли название, тип и форму издания (например, «Свет Православия в Казахстане» в 1993–2000 гг. издавался как газета, с 2001 г. – как журнал), периодичность выхода и т.п. Издателями духовных журналов выступали как официальные церковные организации (Синодальные отделы МП, епархии, учебные заведения, монастыри), так и частные общественные объединения и лица. В настоящее время число изданий обеих групп примерно одинаково. В 1990 гг. основными темами большинства духовных журналов были миссионерство, катехизация, пастырское окормление новообращённых, религиозное образование, обновление приходской жизни. К 2000 гг. выделились основные типы духовных журналов: официальные информационные, научно-богословские, церковно-исторические, просветительско-катехизаторские (в том числе молодёжные, детские, женские, военные и др.), педагогические, литературно-художественные, общественно-политические, экономические, а также издания по церковному искусству и проч. С конца 1980 гг. возрождалась епархиальная периодика. В 1989 г. стали выходить «Самарские епархиальные ведомости» (Куйбышев, 1989–1992 гг.), «Минские епархиальные ведомости», затем «Благовестник Пермской епархии» (1990–1992 гг.), «Вестник Белорусского экзархата» (Минск, 1990 г. -.) и др. Одними из первых стали возобновляться богословские и церковно-исторические журналы при учебных заведениях: «Вестник Ленинградской духовной академии» (1990 г.; с 1991 г. – «Христианское чтение»), «Богословский вестник» при Московской духовной академии (1993 г. -.), «Труды Киевской духовной академии» (1997 г. -.), «Православный собеседник» при Казанской духовной академии (2000 г. -.), «Вера и разум» при Харьковской духовной семинарии (2000 г. -.).

 



 
PR-CY.ru