ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - Страница 6

Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919 г.), «За родную землю» (Уфа, 1918 г.), «За Русь святую» (Омск, 1919 г.), «Знамя веры» (Челябинск, 1919 г.), «К свету» (Барнаул, 1918–1919 гг.), «Свободное слово христианина» (Киев, 1918 г.), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919 г.), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919 г.), «Церковь и жизнь» (Ростов-на-Дону, 1919 г.). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918 г.), «Возрождение» (М., 1918 г.), «Современная проповедь» (Нижний Новгород, 1918 г.) и др. В 1918–1931 гг. в стране выходило около сотни новых церковных периодических изданий на русском и украинском языках, почти все они были недолговечными, около половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего, обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922–1923 гг.), «Соборный разум» (Петроград, 1922–1923 гг.), «Церковное обновление» (Рязань, 1922–1926 гг.), «Христианин» (М., 1924 г.), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925–1931 гг.; с 1928 г. – «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Харьков, 1925 г.; в 1925–1928 гг. – «Украинский православный благовiсник»), «Церква i життя» (Харьков, 1927–1928 гг.) и несколько десятков епархиальных изданий. В 1930 гг. был основан официальный орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931–1935 гг.), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго. События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского государства в отношении РПЦ. В сентябре 1943 г. возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП), который до 1989 г. оставался единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в том числе в епархиях и за границей), публикации постановлений Священного Синода, указов и посланий патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др. В 1971–1994 гг. издание выходило и на английском языке («The Journal of the Moscow Patriarchate»). «Православный вiсник» (Львов, 1948–1962, 1968–1970 гг.; Киев, 1971–1991 гг., 1996 г. – на украинском языке) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении украинского языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948–1950 гг., четыре номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии». После возрождения Московской духовной академии возник вопрос о возобновлении научно-богословского журнала «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сборника «Богословские труды», который начал выходить с 1960 г. Задачей издания была публикация научных трудов православных авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 г.

 



 
PR-CY.ru