ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Согласно описи 1621 г., в собрании было 89 томов «старых» и «новых» книг: 77 рукописных (в том числе девять на пергамене, в частности «Патерик», а также два полных и неполный комплект рукописных Служебных Миней – 38 томов) и 12 печатных, изданных в Вильно (в том числе Апостол Франциска Скорины), Заблудове, Остроге и Стрятине. Среди четьих книг в описи значатся «книжица Златоустовы Слова избраныи», «Пчела учителная», «Меч духовный» «Книга избранная на десту (т.е. in folio) з вопросами и ответами», «Знарад» (Измарагд), «Златоструй» и др. В 1496 (1495) г. в результате татарского набега Жидичинский монастырь был сожжён, братия пленена или убита (Полное собрание русских летописей, том 35). Вскоре монастырь был возрождён благодаря местной православной шляхте, о чём свидетельствует грамота от 2 марта 1500 г. епископа Парфения Владимировича, передавшего обители село Охматково. Ещё с 1494 г. вокруг Жидичинского монастыря появлялись новые селения, некоторые из них (Подгайцы, Жабки, Охматково и др.) перешли во владение обители. К началу ХVI в. в собственности Жидичинского монастыря находились значительные лесные территории и пасеки, что позволило братии торговать деревом, смолой, углём и мёдом. Монастырь пользовался авторитетом среди жителей не только Волыни, но и других регионов. Об этом свидетельствует вклад киевского воеводы Дмитрия Путятина в 1506 г. в размере 10 литовских крон. 29 декабря 1507 г. Жидичинский монастырь со всеми доходами был передан королём князю Константину Ивановичу Острожскому с правом назначения архимандрита, управлявшего обителью через своего наместника. Кандидата в архимандриты должны были предлагать «князи, панове и земяне Волынской земли вместе со старцами», что свидетельствует об особом значении Жидичинского монастыря на Волыни и о стремлении местного общества придать обители тот статус, которым обладали на Киевской земле Киево-Печерский или на Полоцкой земле Евфросиниев в честь Преображения Господня монастыри. 4 сентября 1539 г. опекуном архимандрии был назначен владимирский староста Фёдор Андреевич Сангушко, который одновременно оставался ктитором Мелецкого Николаевского монастыря, а затем – Роман Фёдорович Сангушко. Привилеем короля Сигизмунда II от 26 декабря 1569 г. Жидичинский монастырь был передан Луцкому епископу Ионе (Борзобогатому-Красенскому), который не только фактически разорил монастырское хозяйство, но и вынес из обители документы и церковную утварь (воздвизальный крест, чаши, дискос и др.). Князь Константин Константинович Острожский и луцкий староста Александр Пронский несколько раз при поддержке вооружённого отряда изгоняли Иону из монастыря. 28 мая 1580 г. по распоряжению польского короля Стефана Батория, изданному по инициативе К.К. Острожского, Жидичинский монастырь был передан Могленскому епископу Феодору (по прозвищу Грек).

 



 
PR-CY.ru